Кабул обратился к Москве и Астане с предложением профинансировать масштабный проект по строительству железной дороги, призванной соединить Пакистан и Узбекистан через территорию Афганистана. Об этом представитель последнего, министр торговли и промышленности во временном правительстве страны Нуриддин Азизи, рассказал агентству ТАСС. По словам чиновника, стальная магистраль выгодна и России, и Казахстану, так как откроет для них новый короткий маршрут к пакистанским портам Аравийского моря.
Вмешались обстоятельства
Стоит отметить, что вопрос участия Москвы, для которой будущий транспортный коридор сулит определенные экономические выгоды, поднимался еще в 2018-м. Тогда подчеркивалось, что доставлять грузы из Индии и Пакистана станет проще и дешевле. В то время кампания оценивалась в $5 млрд, а вложить деньги были готовы многие финансовые организации, включая Всемирный банк, Азиатский банк развития, Европейский инвестиционный банк, американскую Development Finance Co и др.
Линию предполагалось протянуть через афганскую столицу от Мазари-Шарифа до пакистанского Пешавара— порядка 570 км по сложной гористой местности, где необходимо возвести 260 мостов и семь тоннелей. При этом в перспективе «железку» рассчитывали электрифицировать. Реализовать задумку намеревались за пять лет. К лету 2021-го должны были подготовить технико-экономическое обоснование, и уже в сентябре приступить к подготовительным работам на площадке.
Однако в самом начале осени того же года в Афганистане сменилась власть и все мероприятия в этом направлении пришлось приостановить, а участие ряда стран и компаний уже казалось невозможным. Отдельные эксперты полагали, что о проекте можно забыть надолго.
Стройка века
Но для того же Узбекистана будущая магистраль имеет огромное значение, так как откроет стране путь к морю — на нее возлагают большие надежды и называют «стройкой века». Именно поэтому уже через месяц после ухода американцев из Афганистана Ташкент обсудил будущее проекта с временным правительством. В итоге были достигнуты договоренности о продолжении работ по подготовке необходимой документации и поиске источников финансирования.
Российские железные дороги (РЖД) также подтвердили свое намерение принять участие в кампании, а в декабре 2021-го состоялась встреча представителей Афганистана, Пакистана, России, Узбекистана и Казахстана, на которой стороны обсудили дальнейшие шаги на пути к реализации проекта.
С тех пор была проделана определенная работа, в частности, проведены полевые исследования. И, согласно последней информации, трассировка Трансафганской железнодорожной магистрали претерпела некоторые изменения — от Кабула дорога пойдет через провинции Логар и Пактия, что позволит сократить расходы (такой маршрут требует меньшего количества искусственных сооружений).
Когда именно приступят к строительству и сколько на это потребуется денег — точно неизвестно. Однако стороны заинтересованы в скорейшей реализации проекта. Для России, как полагают отдельные эксперты, эта инициатива в новых геополитических реалиях стала более актуальной, так как дополнительный выход к мировому океану позволит разгрузить другие маршруты.
Даже с учетом расширения Восточного полигона и развитием МТК «Север-Юг» Трансафганская железная дорога не потеряет для России своего значения. Напомним, Москва профинансирует строительство стальной магистрали на территории Ирана — важного участка международного транспортного коридора. Будет ли Россия вкладывать средства и в афганский проект — остается открытым вопросом.