49,8K подписчиков

Железная дорога из России в Иран: остался последний участок

203K прочитали

В скором времени вдоль побережья Каспийского моря протянется стальная магистраль, которая соединит иранские железнодорожные станции Решт и Астара. Благодаря появлению этого участка дороги, грузы из Северной Европы в порты Персидского и Оманского заливов будут доставляться значительно быстрее. Сегодня их приходится перегружать с поезда на автомобиль и обратно, либо транспортировка товаров осуществляется по воде через Суэцкий канал.

© Hellerick / CC BY 4.0 (Красным — западный и восточный маршруты коридора "Север-Юг". Зеленым - маршрут ч/з Суэцкий канал. Линия Казвин – Решт – Астара является частью западного маршрута)
© Hellerick / CC BY 4.0 (Красным — западный и восточный маршруты коридора "Север-Юг". Зеленым - маршрут ч/з Суэцкий канал. Линия Казвин – Решт – Астара является частью западного маршрута)

Для России с открытием полноценного прямого сообщения с Ираном осуществлять перевозки станет проще с целым рядом государств Южной Азии, включая Пакистан и Индию, что неизбежно отразится и на их стоимости. Об этом не раз подчеркивали и в Тегеране, побуждая Москву вложить средства в кампанию. Для последней с перестройкой логистических цепочек «железка» стала еще актуальнее. Да и в Исламской Республике некоторые чиновники называют этот проект чуть ли не самым важным для страны в настоящее время.

И если летом 2022-го вопрос находился лишь на стадии предварительных обсуждений и ясности относительно участия России еще не было, то в январе текущего года после встречи помощника президента РФ Игоря Левитина с первым вице-президентом Ирана Мохаммадом Мохбером о готовности Москвы профинансировать стройку заговорили с большей уверенностью. Пока соответствующие документы не подписаны. Но, по всей видимости, это произойдет в самое ближайшее время. Отмечается, что стороны ведут переговоры на данную тему на протяжении последних нескольких месяцев.

© mehrnews.com / CC BY 4.0
© mehrnews.com / CC BY 4.0

Левитин с иранскими коллегами 18 января 2023-го пролетел вдоль трассы будущей дороги. Примечательно, что во время посещения места строительства двум вертолетам с высокопоставленными чиновниками пришлось сесть прямо на футбольное поле в провинции Гилян, из-за чего предстоящий матч был задержан примерно на 40 минут.

Хотя в прессе по этому поводу встречается разная информация — где-то пишут, что игру отложили на два часа. Но примечательнее то, что российские источники говорят, будто Левитин прилетел на открытие железной дороги Решт – Астара — видимо, что называется, оговорка по Фрейду. Правда, отдельные издания впоследствии внесли в текст исправления.

© mehrnews.com / CC BY 4.0 (Строительные работы на участке Казвин – Решт)
© mehrnews.com / CC BY 4.0 (Строительные работы на участке Казвин – Решт)

Действительно, этот участок протяженностью около 160 км должны были открыть еще несколько лет назад. Москва, Тегеран и Баку подписали трехстороннее соглашение о строительстве линии Казвин – Решт – Астара в 2005-м. К работам приступили спустя четыре года. Участок от Казвина до города Решт открыли только в 2019-м. Строили его с перерывами из-за серьезных технических трудностей, на решение которых в свою очередь требовались немалые средства — из 165 км дороги более 30 км приходится на тоннели и мосты.

Годом раннее в эксплуатацию ввели 10-километровый участок с совмещенной колеей (1435 мм и 1520 мм) на границе Ирана и Азербайджана. Для завершения всего проекта Тегеран и Баку в 2016-м договорились о выделении средств ($500 млн) со стороны последнего. Но из-за санкций США в отношении банковской сети Ирана соглашение не было реализовано. Теперь деньги на воплощение этой задумки предоставит Россия в качестве заемных средств, получив при этом выгодные тарифы на перевозку грузов. Речь идет примерно о $800 млн.

© yandex.ru/map-constructor (Красным обозначены действующие участки линии Астара – Решт – Казвин)
© yandex.ru/map-constructor (Красным обозначены действующие участки линии Астара – Решт – Казвин)

Отрезок длиной 35 км от ст. Решт до портового города Бендер-Энзели практически достроен. Оставшиеся примерно 130 км проходят по сложному с точки зрения рельефа участку, поэтому и требуется такая сумма. К тому же необходимо выводить из оборота сельскохозяйственные угодья. Реализовывать проект будет иранский подрядчик. Работы, по предварительным оценкам, займут три года.