В мире немало интереснейших железнодорожных маршрутов, проходящих по горам. Красивейшие пейзажи. Высота. Северо-кавказкая железная дорога, конечно, не сравнится с самыми высокогорными линиями, с самыми сложными решениями центральноандинской железной дороги, с аутентичными пейзажами швейцарских или французских железных дорог. Но зато у нас есть свои тоннели и перевалы, на которых может побывать каждый. Все сведения взяты из открытых источников и интерактивной карты https://votetovid.ru/ Давайте определим самые высокие ветки северо-кавказской железной дороги. Подписывайтесь на канал, и поехали!
Девятое место. 226 метров над уровнем моря. Верхнебаканский. Если ехать с севера, то от Крымска железнодорожная линия начинает плавный почти незаметный подъем, верхняя точка которого находится сразу же за Верхнебаканским. Место очень интересное. Из окна поезда здесь можно увидеть лесистые холмы и глубокие впадины, цементные заводы, дороги. Собственно, это самое начало большого Кавказа. Главный хребет здесь едва достигает 400 метров высоты.
Восьмое место. Донецкий кряж. 276 метров над уровнем моря. Станция Предугольная. Пересекая Донецкий кряж, можно в очередной раз убедиться, что это настоящая горная страна, только маленькая. Двигаясь из Ростова-на-Дону на север, сразу за станцией Каменоломни мы увидим, что линия, извиваясь среди холмов, поднимается вверх. Это южная оконечность маленькой горной страны. Каменоломни находятся на высоте 37 метров над уровнем моря. Далее путь все время поднимается до остановочной площадки Лесхоз, где высота составляет уже 203 метра. После крутого спуска в долину Кундрючьей от Красного Сулина начинается длинный пологий подъем на самый высокий водораздел Ростовской области. В районе станции Предугольная достигается максимальная высота 276 метров над уровнем моря. Здесь, до станции Лихая линия идет по самому водоразделу, постепенно понижаясь. А в нескольких километрах от Лихой начинается спуск в долину Северского Донца.
Седьмое место. Есть одна железнодорожная ветка, идущая от Хадыженска в Туапсе. Она пересекает западный Кавказ. Подъем начинается незадолго до Хадыженска. На перегоне Горный – Индюк высшая точка составляет 293 метров над уровнем моря. Вообще-то это, наверное, самая горная железнодорожная линия из всех здесь представленных. Больше ста километров путь идет среди лесистых гор и высоких холмов. И это самая туннеленасыщенная линия СКЖД. Несколько часов поворотов, подъемов, спусков, тоннелей. Но самое интересное место на этой ветке начинается после станции Гойтх. Это – петлевой участок. Здесь железнодорожная линия делает полный оборот вокруг горы с несколькими тоннелями, спускаясь в ущелье Индюшки. Перепад высот составляет 30 метров. Именно здесь, в районе станции Гойтх находится перевал этой линии – 293 метра над уровнем моря.
Шестое место. И еще один путь в Туапсе. На этот раз из Горячего ключа. 307 метров над уровнем моря. Фанагорийское – Чилипси. На этой линии всего один тоннель, но какой! Он на пятом месте по длинне среди тоннелей России. Это лысогорский тоннель протяженностью 3200 метров. Если ехать со стороны Фанагорийского на юг, то самое высокое место этой линии будет сразу после тоннеля – 307 метров. Получается, что это самая высокогорная железнодорожная линия западного Кавказа. Расположенная рядом доминирующая высота – гора Лысая имеет высоту 976 метров над уровнем моря.
На пятой позиции с высотой 453 метров над уровнем моря - линия Невинномыск – Минеральные воды. Это ставропольский край. Если ехать в Минеральные воды от Невинномысска, то слева от линии можно наблюдать высокие увалы ставропольской возвышенности. В районе села Водораздел находится слабо выраженный перевал, который по высоте обошел все железные дороги западного Кавказа. 453 метра – это совсем немало.
Четвертое место. Линия Невинномысск – Черкесск. Эта неэлектрифицированная линия поднимается по долине Кубани до Черкесска, где находится тупиковая станция. Здесь местность поднята уже более чем на 500 метров. Высшая точка линии – вокзал Черкесска -524 м.
И мы переходим к тройке лидеров. На третьем месте ветка Бештау – Железноводск. Ее максимальная высота -617 метров над уровнем моря в Железноводске. Сама ветка очень живописна. Начинаясь на станции Бештау, она петляет по лесу, набирая почти 200 метров высоты. Сам по себе Железноводск – очень интересное курортное место.
А на второй позиции – единственная в этом списке узкоколейка с пассажирским движением. Это Апшеронская узкоколейная железная дорога. Она имеет Два участка: Черниговское – Шпалорез и Мезмай – Гуамка. В районе Мезмая достигается максимальная высота 643 метра над уровнем моря. Это самая красивая узкоколейка юга России. В гуамском ущелье открываются невероятные по красоте виды. А в поселок Отдаленный вообще можно попасть только на «матрице» - так называют почему-то поезд этой линии, или по воздуху.
И на первом месте линия Минеральные воды – Кисловодск. Она поднимается до 838 метров над уровнем моря и упирается в склоны пастбищного хребта, окружающие Кисловодск. Начинаясь на высоте 302 метра в Минеральных водах, ветка набирает более 500 метров высоты. Повороты и полупетли серпантинов начинаются почти сразу за Минеральными водами. А из окна поезда можно видеть знаменитые горы-лакколиты Змейку, Бештау, Железную, индюк и еще много чего интересного. Из Пятигорска, Кисловодска можно видеть красавец двуглавый Эльбрус – самую высокую вершину России и Европы. Было бы круто, если бы железную дорогу протянули к его подножию – это была бы самая интересная и технически сложная железнодорожная линия в европейской части России.
Спасибо за внимание!