Инга сидела, задумчиво перебирая свои записи. Сегодня ей звонила девушка-координатор из сети клиник Смирнова.
Там решили поставить спектакль с особенными детьми. Нашли режиссёра, подобрали пьесу. Просили сотрудничества и помещение. Что ж, помещение в их реабилитационном центре есть. Они уже давно занимаются помощью детям с расстройством аутического спектра и ДЦП, так что оснащение хорошее.
Но артисты... Таких детей не соберёшь просто так по дворам и школам. И ребята, которые занялись воплощением, очень уж молодые. Опыта у них нет совсем. А, значит, ей, как психологу придётся самой заниматься сопровождением. Проблема. Инга хотела отказать им сначала, но идея-то хороша. Она прошла в комнату к сыну.
- Вадик. - Она села напротив мальчика. - Сынок, помнишь мы ходили в театр?
Вадим перестал выставлять ровными рядами коллекцию пластиковых динозавров и кивнул.
* * * * *
Её сын родился очень хорошеньким.
- Настоящий ангелок. - Говорили медсёстры.
Вадим развивался, как все дети. Вовремя сел, пошёл, заговорил. У него была лишь одна особенность - с самого рождения малыш очень мало спал. Инге стоило огромных трудов уложить сына. Он засыпал лишь тогда, когда она укачивала его и пела. И она бесконечно качала и пела, чтобы он отдохнул хотя бы чуть-чуть. Самой отдыхать было некогда. Потому что, как только она закрывала глаза, просыпался ребёнок. Врачи разводили руками, выписывали какие-то препараты. Они не помогали.
Сначала Инга ещё держалась. И муж тоже не спал из солидарности с ней. А потом стал уходить из дома. Сначала на время и к маме, а однажды ушёл к другой женщине и навсегда. Инга даже не злилась на него. Они оба были очень молоды. Она не могла требовать от мужа того, что выдерживала сама. И потом, у неё был Вадим.
Сын рос и менялся. Стал лучше спать. Он часто улыбался, запоминал сложные стихи и инсценировал сюжеты. Не играл с игрушками, но рассматривал картинки в книжках. Вадик знал геометрические фигуры, и почти не сидел на месте. И вдруг после жёсткого ротавируса, ребёнка словно подменили. Он перестал смотреть ей в глаза, перестал улыбаться.
"Он просто не такой, как другие дети. С характером мальчик." - Говорила её мать. - "И ты слишком балуешь его, Инга. Он не хочет раздеваться, одеваться, учить стихи, как раньше. И это твоя вина. Детей надо воспитывать."
Но когда Вадим снова начал просыпаться среди ночи, играть с пультом, кастрюлей или феном, бегая по кругу, и не спать до утра, Инга не выдержала. Заняла у матери денег и повезла мальчика уже не в государственную, а в частную, клинику.
- У вашего сына расстройство аутического спектра.
Инга сначала даже не поняла.
- Это не пройдёт само, слышите. Соберитесь с силами.
И она собралась. Сказала себе, матери и друзьям: "У Вадика аутизм" и полностью изменила жизнь. Добавила к своему педагогическому психологическое образование, слушала онлайн-курсы, водила Вадима в садик и на занятия в детский центр.
Её уговаривали забрать сына из садика, перевести в коррекционную группу. Она категорически отказывалась, пока не познакомилась с воспитателем из логопедического детского сада. Лишь после разговора с этой мудрой, по-настоящему любящей детей женщиной, Инга решилась на перевод.
У Вадима восстановилась речь. Он ещё немного путал падежи, но, в целом, заговорил снова, и заговорил хорошо.
Уже не боясь, она отдала мальчика в профильную коррекционную школу, где в классе училось всего семь человек. А когда Инге предложили работу психолога в реабилитационном центре, куда она приводила сына, очень обрадовалась. Это расширяло возможности участия Вадика в адаптивных мастер-классах, экскурсиях. Помогая своему сыну, она научилась помогать и другим детям.
Вот и сейчас Инга думала о том, как доверить своих воспитанников совсем незнакомым, неопытным молодым людям. Страшно. Но с Вадимом можно попробовать.
* * * * *
- Вадик, тебе понравилось? - Она легко коснулась плеча мальчика.
Сын снова кивнул и посмотрел на неё. Это стало огромным их достижением. Вадик снова начал смотреть на Ингу.
- А ты хочешь поиграть в театр? Сам станешь артистом.
- Хочу. - Вадим отложил динозавра. - В театре красиво.
- Мама! Я тоже хочу играть в театре! - Младшая дочь, до этого сидевшая молча, подняла вверх руку. - Я хочу с Вадиком.
- Как в школе, Вась? - Засмеялась Инга.
Василиса мечтала о школе, до которой ей ещё два года.
- Я тренируюсь. - Сообщила Василиса серьёзно. - А то вдруг буду плохо себя вести.
- С чего бы это?
Игорь осторожно вошёл в комнату.
- Привет, семья.
Поцеловал Ингу, протянул руку Вадику, подхватил на руки Василису. Инга отметила, что сын охотно отвечает на его рукопожатие, и улыбнулась.
- Так почему ты решила, что будешь плохо себя вести? - Спросил он дочь.
- Есть же дети, которые плохо себя ведут. - Девочка смотрела на отца серьёзно и внимательно. - Это потому, папа, что они не тренируются. А я буду учиться, как Вадик, на одни "пятёрки". И уроки делать, и вести себя хорошо, вот.
Малышка слезла с папиных рук и обняла брата. Инга с нежностью смотрела на детей.
Как она боялась рожать Василису. Вообще не хотела второго ребёнка. Игорь уговорил. С Игорем она познакомилась в больнице, куда привозила сына. Он недавно развёлся, а она только успела осознать, что её жизнь навсегда изменилась. Инга уже написала себе сценарий. А этот человек, теперь уже любимый мужчина, взял и переписал его заново. Он безоговорочно принял Вадима и сразу взял на себя добрую половину забот. А потом заговорил о ребёнке. В предыдущем браке детей у Игоря не было.
- Я очень хочу дочь, такую же красивую, как ты.
- Я боюсь, понимаешь! - Говорила она ему. - Что, если опять что-то пойдёт не так. Я не выдержу, Игорь!
- Все будет хорошо. Я почему-то уверен. Посмотри на Вадима и на тех ребят, что привозят в клинику другие родители. Вадим - красивый, умный мальчик. Да, с особенностями. Но он развивается! Посмотри, как хвалят его в садике. Он вчера полностью описал картинку. Он рисует, слушает музыку, знает почти все буквы. Есть определённые трудности, но я - врач, ты - психолог. Неужели не справимся?
- А ребёнок, который родится? Я думала об этом, Игорь. Хорошо, у нас родится здоровая красивая девочка. Но какой груз мы на неё взвалим? Ты же слышал, сколько вопросов поступает от родителей на эту тему. А когда они вырастут? А мы постареем и однажды уйдём. Мне стыдно перед этим ребёнком.
- Почему стыдно? - Рассердился Игорь. - Что ты ставишь на Вадьке крест? У него не такая тяжёлая степень заболевания. Вспомни Ваню Рубцова!
Инга помнила. Иван пришёл к ним в центр уже взрослым. Именно от его мамы она услышала, что профильная коррекционная школа - не приговор. Ваня учился в ней с семи лет. Он научился играть на гитаре, очень любил готовить с мамой. И в их центре начал принимать активное участие во всех мастер-классах по кулинарии. Попал в один из социальных проектов и его взяли на стажировку в кафе, помогать поварам.
Иван рассказывал Инге, что мечтает работать поваром или продавцом-консультантом. Он изучал инструкции к бытовой технике и прекрасно запоминал все характеристики. Да, Ваня Рубцов...
Беременность её проходила без осложнений. Когда родилась девочка, Инга немного выдохнула. У девочек процент вероятности аутизма меньше. Квалификация психолога мало помогала ей. Её собственный уровень тревожности зашкаливал. И только спокойная уверенность Игоря и Вадим приводили Ингу в чувство.
Василиса росла на редкость спокойным ребёнком, словно небо наконец-то сжалилось над измученной женщиной, подарив ей период отдыха, но всё равно иногда плакала.
- Вадик, это тебе. - Игорь протянул мальчику красивые наушники. - Ты не любишь шум. Надевай, если он будет тебе мешать.
И Вадим поначалу, и правда, закрывал уши наушниками, но однажды вернул их Игорю.
- Мне не надо.
Его сестра подрастала, с ней Вадик проходил и проигрывал ещё раз своё детство. Инга осторожно и бережно вводила обоих своих детей в их общий мир. И сейчас Василисе ничего не стоило обнять брата, Вадим позволял и сам неловко обнимал девочку. Она обожала смотреть, как он делает уроки, и очень гордилась тем, что Вадим учится на "отлично".
- Мама, папа, я хочу с Вадиком в театр. - Повторила она.
- В театр? - Удивился Игорь.
Инга рассказала. Муж потёр подбородок.
- Интересно. Сложно, наверное, но интересно. И, с медицинской точки зрения, любой новый положительный опыт - это большой толчок в развитии. Попробуй. Становись на сопровождение сама. А с молодёжью проведи тренинг. Это же хорошо, что они заинтересованы.
* * * * *
- Эля! У нас хорошие новости. - Юля позвонила девочке. - Мы нашли помещение. И психолога.
- Здорово!
- Но у Инги Вадимовны условие. Вы с Максимом должны походить к ней на тренинги. Иначе, к детям вас просто не допустят.
- Почему? - Удивилась Эля.
- Потому что для работы с особенными детьми и знания нужны особенные. - Пояснила Юля. - Я, кстати, тоже пойду. И сценарий захватите. Там дети с аутизмом, для них необходима адаптация. Что-то не так?
Эля молчала. И девушка ещё раз окликнула её.
- Эля, ты меня слышишь?
- Я слышу. - Голос Эли звучал растерянно. - Просто я думала, что мы будем ставить спектакль с нашими ребятами: с Софийкой, с Марселем, с Димой. Они же нормально общаются. А дети, у которых этот аутизм, они не смогут, они боятся других людей. Я слышала. Ничего не получится.
- Эля, думаю, нам всё же надо встретиться с Ингой Вадимовной и послушать, что она скажет. Их центр единственный, кто согласился предоставить нам свой зал. А они курируют как раз таких детей. И справедливо будет, если они тоже получат возможность принять участие в этом спектакле. Ты согласна?
- Согласна. Хорошо, Юля. Напишешь тогда, куда приехать? И Максиму тоже.
Элька положила телефон. Она даже не думала, что всё будет так сложно. Обычно на мероприятиях действие шло по готовому сценарию. Эле отводилась какая-то роль, и она охотно выполняла то, что от неё требовалось. Но там всё организовывали другие люди, без её участия. А в этот раз она хотела хоть что-то сделать сама, но, похоже, всё снова сводится к тому, что заниматься спектаклем будут чужие взрослые люди. Они установят свои правила, а там, чего доброго, решат, что Софийке в этом проекте не место. Эля совсем расстроилась.
Но в это время дверь в комнату приоткрылась, и в образовавшуюся щель протиснулся Гордей, а следом заглянула и мама.
- Тук-тук. Не дал постучать, представляешь.
- Ничего. - Девочка обняла пса. - Ему можно. И тебе тоже.
- Ребёнок, мне кажется, или ты чем-то расстроена?
Мама села на диван рядом с ними. Тоже погладила светлую шерсть.
- Не кажется. Мама, я так хотела сделать подарок Софийке, но, кажется, совсем не продумала своё желание. Сейчас мне уже кажется, что ничего не получится.
- Так быстро сдаёшься? Не узнаю тебя, Элька - карамелька.
Эля уткнулась носом в мамино плечо. Так мама и папа называли её в детстве. Тут же рассердилась сама на себя. В конце-концов, она уже не маленький ребёнок.
- Помнишь, золотое правило решения проблемы?
- Иногда достаточно проговорить?
- Именно. Расскажи, что так испугало тебя.
Эля принялась рассказывать. Рассказала и о своих опасениях. Мама выслушала внимательно, провела рукой по её волосам.
- Знаешь, как иногда называют аутизм? "Невидимая инвалидность". Давай посмотрим с другой стороны. Есть человек, который хочет помочь, но справедливо опасается, что у вас троих нет опыта. И, тем не менее, вам дают шанс и предлагают помочь ещё одной категории людей, которых тоже предпочитают не замечать в обществе. Я сталкивалась с такими ребятами и понимаю, что эта женщина хочет показать возможность их взаимодействия с другими детьми. Элька, будет несправедливо, если ты откажешься сейчас.
- Не откажусь. Знаешь, мамуль, золотое правило срабатывает. Особенно, когда проговариваешь проблему тому, кому доверяешь, и тому, кто тебя любит. Теперь уже не так страшно.
Продолжение следует... часть 3
(Если сегодня ссылка не активна, то следующая часть будет опубликована завтра. Спасибо за понимание!)
--------------------------------------------------------------------------------------НАЧАЛО ИСТОРИИ