Найти тему
Александр Долгих

"Политзаключённых СССР поставлял бесперебойно" — мегастройки СССР руками заключённых

Оглавление

Крупные и глобальные проекты советского строительства сегодня именуют «великими стройками коммунизма». Сюда входят крупные здания, магистрали, гидроэлектростанции, каналы, водохранилища и прочие. Эти грандиозные сооружения не только несли огромную практическую пользу, но и призваны были подчеркнуть величие СССР.

Сталинская высотка на Котельнической набережной

32-этажное жилое здание высотой 176 метров со шпилем строилось в 1938—1952 годы. На его строительстве были задействованы как вольнонаёмные рабочие, так и заключённые лагерей ГУЛАГа. Последние, по легенде, неоднократно пытались сбежать со стройки, в том числе при помощи сделанных из фанеры «крыльев», прыгнув с верхнего этажа. Также до 1951 года задействовался «спецконтингент» или военнопленные.

Данный дом стал одним из семи масштабных «сталинских» зданий (остальные так и не были возведены). В разные годы в нём проживали такие известные творческие люди как Александр Ширвиндт, Константин Паустовский, Лидия Смирнова, Роберт Рождественский, Андрей Вознесенский, Евгений Евтушенко, Василий Аксёнов, Никита Богословский, Нонна Мордюкова и другие. Сегодня квартиры в этом доме сохранили свой престиж.

-2

Комбинат «Магнитка»

Магнитогорский металлургический комбинат, был спроектирован в 1925 году институтом «УралГипромез». Строилась «Магнитка» на месте крупнейших в СССР залежей железной руды ― вблизи горы Ежовка. Существовала версия, что «Магнитка» ― всего лишь копия американского комбината «US Steel» (штат Индиана). У истоков создания комбината стояли начальник треста Валериус, управляющий Гугель, строитель Марьясин (после 1937 года годы их всех расстреляли).

-3

Процесс строительства был крайне тяжёлым и трудоёмким. Большая часть работ выполнялась вручную (в том числе и строительство плотины для снабжения комбината водой), механизация практически отсутствовала. На строительстве «Магнитки» порой одновременно трудилось до 25 тысяч человек: работы велись практически круглосуточно, даже в зимнее время. На стройку привлекались специалисты из-за рубежа, в том числе из Америки, Германии, Великобритании. На этой мегастройке работало не менее 800 иностранных граждан.

На заводе выпускалась как «гражданская» сталь, идущая на создание предметов обихода, так и «броневая». В январе 1932 года на комбинате запустили первую доменную печь: на открытии присутствовало около 14 тысяч рабочих-строителей. После запустили ещё четыре мартеновские печи, а к 1934 году включили первый сортовой прокатный стан. К 1970-м годам на «Магнитке» производилось до 16 млн тонн стали в год, а также более 12 млн тонн проката. К 1980-м на заводе работал цех углеродистой ленты, к 1990-м ― кислородно-конвертерное производство. В 2019 году на комбинате работало около 18 тысяч человек, а его общая площадь составляла 11,8 тысяч га.

-4

Волжская ГЭС

Данный объект, построенный всего за 11 лет, до 1963 года был крупнейшей гидроэлектростанцией всего мира. В проекте было задействовано более десятка НИИ, строительством ГЭС занималась организация «Сталинградгидрострой», а её бесплатной рабочей силой были заключённые Ахтубинского ИТЛ (одного из отделений ГУЛАГа). На возведении станции в 1951 году работало больше шести тысяч человек, из которых пять тысяч были заключёнными, остальные ― вольнонаёмными рабочими. Всего же, за все годы, на сооружении Волжской ГЭС было задействовано 40 тысяч человек.

-5

Подготовительные работы начались в 1950 году. Сперва потребовалось разминирование части территории строительства: там было много снарядов, оставшихся со времён Великой точественной войны. Заключённые выполняли земляные работы, прокладывали дороги, проводили линии электропередач. Но на непосредственные работы по сооружению станции привлекались только «вольные» специалисты.

Оборудование, механизмы и строительные материалы на стройплощадку свозились со всего СССР: более чем с 1500 предприятий. Площадь одного только водохранилища станции (не считая всех сооружений) 3117 кв. км. В современном времени Волжская ГЭС вырабатывает около 11780 млн кВт/ч.

-6

Беломорканал

Беломорско-Балтийский канал был построен с нуля меньше, чем за два года, также силами заключённых ГУЛАГа: в 1931―1933 годы. Планировалось, что канал длиной 227 км соединит Онежское озеро с Белым морем, обеспечив выход к Волго-Балтийскому водному пути. В отличие от многих других масштабных строек, этот объект «от и до» строился «заключёнными каналоармейцами» или «зэ-ка».

-7

Работа была крайне тяжёлой, а питание рабочих ― скудным. Стандартная «пайка» на день ― 0,5 кг хлеба и баланда с водорослями. Если «зэ-ка» перевыполнял план, еды ему давали чуть больше. Смертность порой достигала 500―700 человек в сутки. Тем, кто дожил до финиша строительства, сроки заключения уменьшили.

К 1932 году в работах по строительству Беломорского канала уже было задействовано не менее 100 тысяч человек, а за всё время ― более 280 тысяч. На канале, шириной до 34 метров и глубиной до пяти, было создано 19 шлюзов, около 50 дамб, 15 плотин. На пике эксплуатации, в 1985 году, по каналу было переправлено 7,3 млн тонн грузов за год. Сегодня Беломорканал потерял своё значение, ведь доставлять грузы и пассажиров дешевле по автомобильным и железным дорогам. Беломорканал теперь ― это популярный маршрут для туристов.

Останкинская телебашня

Радиовещательная и телевизионная башня, стоящая в Останкинском районе Москвы до сих пор считается высочайшим рукотворным объектом в России и Европе, а также 15-м в мире. Построена она была за семь лет в 1960―1967 годы. Высота конструкции с флагштоком достигает 540 метров, глубина фундамента ― 4,6 метров, а общая площадь помещений ― более 15 тысяч квадратных метров. Над проектированием трудилась группа инженеров, но главным проектировщиком был Николай Никитин.

-8

Большая часть работ уже была механизирована, потому в строительстве было задействовано всего несколько сотен человек. Сегодня радио и телевещание Останкинской башни охватывает аудиторию не менее 15 млн человек.

-9
Это, пожалуй, единственная мегастройка, которая обошлась без труда заключённых, я специально включил её в список для контраста. Обратите внимание на годы строительства ― 60-ые. Сталина уже нет.

БАМ

Байкало-Амурская магистраль, она же БАМ, является крупнейшим воплощением мегастроек СССР. Построить железную дорогу длиной 4287 км, пересекающую 11 рек, планировали за 3,5 года. Но процесс создания магистрали, пролегающей преимущественно по промёрзшим территориям ненаселённого Дальнего Востока (районы вечной мерзлоты) оказался неожиданно тяжелым, потому проект, запущенный в 1932 году был завершён лишь в 1989 году (частично дорабатывался до 2003 года). Во время войны часть дороги даже была разобрана и пущена на нужды оборонной промышленности.

-10

Начинается БАМ со станции Тайшет на Транссибирской магистрали, а его окончание ― у Тихого океана. Первоначально в стройке планировалось задействовать 25 тысяч человек, но набрать удалось лишь 2,5 тысячи. Поэтому для строительства использовали заключённых ГУЛАГ, которые первые годы жили под открытым небом, а питались лишь хлебом ― по 400 гр. в день. К моменту расформирования отделения БАМЛАГа в 1938 году, на стройке было задействовано 250 тысяч «зэ-ка», из них от голода, травм и болезней погибло более 40 тысяч. Смертность была огромной, но новых работников из числа крестьян-кулаков и политзаключённых СССР поставлял бесперебойно.

Позднее были задействованы и вольные рабочие 108 национальностей: тоннельщики, плотники, лесорубы, строители. В мегастройке участвовали и военные. На одной только прокладке путей задействовалось 130 тысяч человек.

-11

Именно на БАМе находится самый длинный тоннель в России ― Северо-Муйский (начал работать в 2003 году), имеющий длину более 15 км. Сегодня экономическое значение БАМа всё ещё велико, потому уже активно строится БАМ-2.

Мой канал в Телеге и ещё несколько интересных статей: