Если бы кто-то рассказал Лидии эту историю, она бы усмехнулась и не поверила. Ей и раньше, еще в школе, доводилось слушать про домовых, ведьм и всякую другу нечистую силу. Много рассказчиков было, да только всех не переслушаешь. А чем взрослее становилась Лида, тем больше и больше теряла интерес к этим сказкам.
Но вот что ее удивляло, ее любимый Гриша верил! И если не во все байки, то в существование какой-то другой жизни рядом, нам неведомой, верил безоговорочно.
Он был мастером по дереву, а в поселке слыл и столяром, и плотником. Дома у себя в сарае мастерскую оборудовал. Вырезал из дерева поделки всякие, доски кухонные резные, ложки с витыми ручками и другую кухонную утварь.
Хорошо у него получалось. Сельчане любили его подарки к праздникам, а он их одаривал щедро.
Гриша был старше Лиды на пять лет, поэтому, когда она еще школьницей была, он внимания на нее не обращал. Первый раз в клубе заметил, когда школьный выпускной проводили. Пришел на танцы, Лиду пригласил. Но тогда у них дружбы не получилось.
А ей он очень уж нравился. Но на ее беду к старикам Калмыковым внучка из города приехала. Ох и хороша же девушка была. Гриша и влюбился сходу.
Только познакомиться не знал как. К Лиде-то он на танцах запросто подошел. А тут другой подход нужен. В клуб она не ходила, разве что в кино иногда, и то с бабушкой являлась.
И задумал Гриша смастерить ей какую-нибудь вещицу на память. Подарить и познакомиться. Смастерил он ей чудесную шкатулку резную. Лаком покрыл, на полочку поставил сушиться рядом с другими своими поделками.
И тут вдруг дверь распахнулась, а на пороге она, городская красавица!
Он слова не успел вымолвить, как она спрашивает его:
- Ты что ли Гришка-столяр? Пошли давай, там дверь у бабушки с петель слетела. Сказала, тебя позвать, чтобы поменял. Есть петли?
А тон надменный такой и голос резкий, некрасивый.
- Нет. Я не держу петель, - ответил он.
- Чего? Не поняла. А за бутылку самогонки? Уж точно не откажешься.
- Тем более откажусь. Я не пью.
Девушка явно растерялась.
- Цену набиваешь, ну-ну! – сказал она и развернулась было, чтобы уйти.
Но тут увидела его поделки, без разрешения подошла к полке и снова приказным тоном:
- Вот эта шкатулка сколько стоит? Я куплю.
При этом она показала на вещицу, ей же и предназначенную.
- Она не продается, барышня, - ответил Григорий. – И не трогайте, на ней лак свежий.
Девушка метнула на него недобрый взгляд и со словом «деревенщина» покинула наконец его мастерскую.
А Гришину любовь как рукой сняло. Нет, подумал он тогда. Лучше наших сельских девчат никого не сыскать. И вспомнил про Лиду.
Их танец в клубе, ее руки у себя на плечах, нежные, легкие, как веточки. И в тот же вечер пригласил на свидание. Так и стали они встречаться. А чуть позже рассказал ей историю про городскую барышню.
- А шкатулку мне подаришь? – спросила Лида, рассматривая эту красоту.
- Я тебе другую сделаю, - ответил Григорий и сделал.
Вот тогда-то и признался, что верит в потустороннюю силу. Мастерскую свою он на ночь на большой амбарный замок запирал, эта шкатулка пресловутая всегда в центре стояла. А каждое утро он находил ее на краю полки. Диву давался.
- Ой, да батя, может, заходил ночью, - успокаивала его Лида.
Но Григорий лишь отмахивался и наконец сжег ее в печке, разозлившись.
Через два года они поженились. Счастливая была пора! Лида работала в теплице, но вскоре ушла в декрет. Родила дочку Раечку. Отстроились, старый дом своего деда Гриша до рождения дочки отремонтировал от пола до потолка. Теплый, уютный. И все у них в семье хорошо шло, ладно. Жили душа в душу, пока не пришла беда.
Две девчушки молоденькие из города приехали на каникулы. Все в лес по грибы и ягоды бегали. Бабка с дедом их предупреждали: от болот держаться подальше. Но разве ж послушались!
Был выходной. Гриша как раз в лес отправился корень поискать. Задумка у него была, столик смастерить. Но нужен был подходящий корень, устойчивый и широкий.
Ходит, ищет и вдруг слышит крики женские со стороны болот. Он опрометью туда кинулся и увидел девчат городских, провалившихся в трясину.
Друг дружке помогают, и еще больше топь их засасывает. Кричат истошно. Он бросился спасать. Обеих на кочки выпихнул с трудом, а сам не выбрался.
И они от испуга помочь не смогли. В село прибежали, мужики бросились на помощь, да поздно. Одна кепка на поверхности плавает.
Как Лида пережила это горе, трудно сказать. Помогали ей всем селом. На девятый день поминки справили, как положено. Но на сердце лежал тяжелый камень, давил душу, к земле пригибал. Мать Лидии с внучкой нянчилась.
Но нужно было брать себя в руки. После поминок мать ушла к себе, а Лидия вынесла Раечку в сад. Погода была солнечная, теплая. Она пела ей тихонечко, а слезы капали из глаз. Примерно через час вернулась, положила дочку в кроватку, Гришей сделанную с любовью.
Оборачивается и видит: рядом с его резиновыми сапогами в углу под вешалкой кот лежит! Откуда взялся? Дверь была закрыта. Может быть в форточку прошмыгнул. Подошла она к нему тихонечко, а он смотрит, не мигая.
Погладила его по шерстке, а он ей руку лизнул своим шершавым языком. Чудеса да и только. Хороший кот, только вроде как мокрый, как ей показалось. Протерла она его, шерстку проверила. Чистый кот, не блохастый. Сметаны дала своей, домашней. Съел с удовольствием.
Да и прижился. А спал всегда рядом с Раечкой, у ее кроватки на полу. И куда бы Лида ни пошла с дочкой на руках, в сад ли, прогуляться до родителей своих, он следом. Но послушный был, не злой. Назвала его Стёпкой.
Стоял теплый летний день августа. Лидия вынесла коляску с Раечкой во двор, поставила под деревом в тенечке, а сама огородом занялась, в нем всегда работа найдется. Стёпка, как положено, рядом. Клубком свернулся и охраняет свое сокровище.
И тут по дороге бежит ватага ребятишек, мячик пинают, друг дружку обгоняют, а с ним пес одного из них. Тоже игрун, все старается мяч ухватить, подпрыгивает, лает.
«Ну все, разбудят мне Раечку», - только подумала Лида, и тут кто-то пнул мяч с силой, он перелетел через низкий забор, а за ним следом сиганул пес. И прямо к коляске мяч полетел, и псина туда же.
Лидия только и успела закричать, да так на траву и села, оступившись. А на пса мощным прыжком набросился Стёпка. Раздался визг и лай, комок из двух яростных соперников покатился по траве. Лида вскочила, схватила дочку и в избу.
Сердце билось неистово. Во дворе шум, гам. Оказывается, сосед прибежал и палкой разогнал дерущихся. Рассказывали ей потом, как кот мертвой хваткой когтями вцепился в собачью морду, и пес все никак не мог его стряхнуть с себя, пока сосед не вмешался.
Пришел Стёпка весь израненный, с выдранным клоком сбоку. Лида приласкала его:
- Жив, жив миленький. Сейчас полечу тебя, потерпи, Стёпушка.
Засыпала рану стрептоцидом, промыв теплой водичкой. Забинтовала бок и лапу покусанную. И Стёпка опять стал лизать ее ладони, нежно так. Спал на подстилке рядом с кроватью Раи, а из глаз будто слезы по мордочке текли. Сердце сжималось от жалости.
На следующее утро хозяин пса заявился и давай ругаться:
- Твой шалопутный кот моему Рексу все глаза выцарапал! Кто за лечение платить будет? Ветеринару надо везти, лекарства всякие! А восстановится ли зрение? Я тебя спрашиваю!
Он разбушевался не на шутку. Лида сидела, слушала его, а потом и говорит:
- У меня, Михеич, лишних денег нет. А виноват ваш сын, что не доглядел за псом. Тот через забор и прямо к коляске кинулся, мог перевернуть ее, ребенка напугать, покусать. Кот и вступился.
- Да это не кот, а монстр какой-то! Так и знай, не жилец он теперь, коли на заплатишь! Гришка-то, небось, не унес с собой все деньги в болото…
Он остановился на полуслове и с ужасом посмотрел в сторону комнаты. Прямо на него надвигался Стёпка! Он припадал на больную лапу, за которой тянулся развязавшийся бинт весь в пятнах засохшей кpoви.
Глаза кота были такими злыми, что Лида тоже испугалась. Он зашипел и, казалось, вот-вот бросится на мужика.
Тот попятился к дверям и выскочил из дома со словами «Ведьма проклятая!»
Лидия подошла тихонечко, взяла Стёпку на руки, перебинтовала ему лапу, напоила молоком.
- Защитник ты наш, - тихо сказала она, сидя рядом с ним на корточках. – И откуда ты только взялся?
И тут она увидела его глаза. Он лакал молоко из блюдца и снизу вверх смотрел на нее. В этих глазах было столько невысказанной боли, столько человеческой тоски, что Лида испугалась. Это был его взгляд, Гришин! В самую душу проник!
Она так и смотрела на него, как завороженная. Но тут открылась дверь и вбежала ее мама.
- Что тут у вас за шум, Лидуха?
Стёпка попил молоко и снова скрылся в комнате, где мирно спала Раечка. Лида немного пришла в себя и рассказала обо всем.
И про его взгляд особенно, и про ощущение Гришиного присутствия. Мама лишь головой покачала, встала и пошла проведать внучку, да и кота заодно.
- А где же он, Лида? - спросила она, держа Раечку на руках.
Лидия вошла в спальню, на полу под кроваткой лежали раскрученные бинты, а Стёпка исчез. Она подошла к окну, нет, не видать.
- Убежал от нас, - обескураженно сказала Лида. – Почему?
Мама села с Раей на стул и сказала:
- Нельзя ему дольше, дочка. Сорок дней завтра… Пойдем в церковь, помянем.
В это верилось и не верилось. Стёпка больше не появлялся, но Лиде казалось, что удалось ее душе соприкоснуться с Гришиной на прощание, перед последним его уходом…
- Спасибо за прочтение! Буду признательна за ваши комментарии, отзыв и пожелания, дорогие читатели.