Найти тему
Учим вместе

И никто их не спасёт...

Вместо предисловия.

Бабушка рассказала историю. Не так давно возле дома была яма: дед что-то делал и не успел засыпать. А рядом всё крутился мальчик лет четырёх. Ребёнок маленький, яма очень глубокая. Бабушка говорит мальчику:

- Вася, смотри: яма глубокая. Будешь бежать, провалишься, и никто не спасёт, потому что не услышит, как ты кричишь. Не подходи сюда. Понял?

- Да!

- Расскажи, что ты понял?

- Что меня никто не спасёт! (про яму - ни слова)

Рисунок автора
Рисунок автора

***

Август. Скоро школа. Книжка в наушниках навевает мысли о мотивации.

Любое научение предполагает труд. Порой с внутренними нецензурными монологами, торгом и депрессией (по себе сужу). Мотивация, как мы знаем, бывает внутренней и внешней (поправьте, если ошибаюсь). И вот если с внешней всё прозрачно (Карнеги, книгу которого грызёт хомяк, говорит, что человеку нужно преподнести идею под таким соусом, чтобы он осознал, что это нужно именно ему), то с внутренней возникают вопросы.

...Сегодня сидела, рисовала с натуры подсолнух. Набросок не шёл. Скетч маленький, подсолнух большой, листьев тьма, все кривые и в жилках. Через 40 минут пришёл таракан, отвечающий за депрессию.

На диване куда уютнее, чем под подсолнухом
На диване куда уютнее, чем под подсолнухом

- Маааш, мы криворукие, - начал ныть он. - Таланта у нас нет, сама знаешь. Давай пойдём булочку есть, а? На диване лежать? Всё равно ничего не получится!

Следом пришёл нытик.

- Маша, мне жаааарко! Трава твёёёрдая! Дууушно! Комары кусааают!

Я вам искренне признаюсь: бросить хотелось. Очень. Но время я себе выделила, в огород притащилась, краски принесла. Плюс с детьми на конкурсы нам работы рисовать, надо навык нарабатывать.

- Перерисовывай! - сказал хомяк, выглядывая из-за моего плеча. - Стирай и рисуй одну шляпу и пару листьев...Стирай, кому говорю!

И я перерисовала. Причём минут за 20 справилась. И раскрасила (а это любимая часть работы). Бросила бы, и всё, не узнала, как подсолнух рисуется.

Фото автора
Фото автора

Вышла с огорода довольная. Слегка, правда, солнышком опалённая, но зато довольная.

К чему это я. Вот у меня есть внутренняя мотивация: я хочу уметь рисовать. Я не вижу себя великим художником, не мечтаю о выставках. Просто рисую для себя. Никто меня не пинает и не поощряет.

А если нет у ребёнка внутренней мотивации? Вот не завезли её изначально. Учиться? Петя учится, потому что ему приятно узнавать новое. Коля хочет писать грамотно и перечитать все книги, а Вася... А Вася весь год балду гонял, а под конец мама сказала, что купит ему что-то классное, если он на 4 сдаст переводной экзамен. Вася, окрылённый наградой, радостно скакал по классу.

Всё строго по книжкам по психологии: мы представляем лишь момент награды (стали звездой, написали на 5 диктант), но при этом не хотим осознать, что для этого нужно пройти длинный путь. И хотеть нужно именно путь пройти, а не награду получить. Но...

Вася написал на два. Учить не пытался, зато вся школа знала, что ему купят. Вот вам и вся внешняя мотивация.

Порой я начинаю верить в силу ремня. Нет, не бить, а чисто на гвоздик повесить. Некоторым помогает
Порой я начинаю верить в силу ремня. Нет, не бить, а чисто на гвоздик повесить. Некоторым помогает

И никто не спасёт их, пока они сами не осознают, почему нужно учиться. Не найдут свою причину. Не дадут себе внутреннего пинка и не посадят за учебники.

Да, я готовлю интересные уроки. Да, к доске на них хочет даже Вася. Но вот правила он не учит, домашнюю работу не делает, а это значит, что материал выветривается из его головы, не успев там остаться.

Может быть, кто-то знает, где живёт мотивация? Поделитесь, пожалуйста, этим в комментариях.

Если вам понравилась статья, ставьте лайки и подписывайтесь на канал. Давайте учить вместе!