Жителям больших городов России уже давно надоело проводить много времени в пробках. Возникающие раздражение и стресс оборачивается прямым ущербом здоровью и психологическому самочувствию наших горожан. Многим, в том числе и руководителям городов и регионов, решение проблемы видится в ускоренном строительстве новых дорог, развязок и путепроводов, чтобы на корню в разных уровнях ликвидировать причину появления пробок и замедленного движения.
Вот только что мэр Москвы Сергей Собянин похвалился своими достижениями. Оказывается, что за 12 лет его мэрства на территории столичного мегаполиса построено 50 развязок. Они выполняют функцию беспрепятственного пересечения автодорогами ж.д. линий. Теперь никто из московских автомобилистов не стоит на переездах, теряя время. А новые путепроводы, ставшие важнейшей частью новых магистралей, увеличили связность улично-дорожной сети столицы и ускоряют движение автотрафика на дорогах, экономя время москвичей. В целом в сухом остатке одни «плюсы».
Но нужно понимать, что это столица с ее большими финансовыми возможностями. В других городах-миллионниках страны, строительство одного путепровода или многоуровневой развязки - это целое эпохальное событие. А если учесть, что в генеральных планах таких городов запланированы на перспективу по 30-40 подобных развязок, то можно смело прогнозировать, что эти задачи будут решать и следующие и следующие поколения горожан.
Действительно, ускоряя движение можно на определенных участках улично-дорожной сети решить проблему. А создавая новую дорогу-дублер улучшить транспортное положение отдельных спальных жилмассивов. Главное, правильно выбрать приоритеты и медленно расшивать туго завязанный узел транспортных проблем.
Наш канал неоднократно рассказывал о различных подобных методах. Например, о том, как три десятилетия назад в крупнейшем мегаполисе Франции была возведена магистраль, получившая название «Бульвар Переферик». Также много раз рассказывали и о развитии общественного транспорта. Почему медленно строится метро в городах-миллионниках. Обращались и к вопросу комфортного подвижного состава общественного транспорта. Ведь половина горожан страны свою мобильность удовлетворяют за счет этого инструмента.
Но сегодня наш рассказ о таких специфических инструментах, которые не любят автолюбители. Многие слышали такие термины как автомобилеподавление и успокоение автотрафика и т.п.
В мировой практике есть ряд методов по снижению автомобильного трафика. Например, в ряде насыщенных транспортными средствами мегаполисах, например в соседнем Китае и его столице, применяют такие средства ограничений - допускается передвижение на автомобиле по четным и нечетным дням, в зависимости от цифры номерного знака. Также могут успокаивать трафик автомобилей, запрещая въезд в определенные районы города. Ухищрений на самом деле много, например, платные парковки, запрет на остановки и т.д. и т.п.
Понятно, что в нашей стране такие инструменты, если и нашли применение, то только в крупнейших городах. Все знают о платной парковке на огромной территории Москвы. Также в других крупных городах-миллионниках также обустраиваются места платной парковки, строятся участки платных магистралей и т.д. Пока они не такие обширные, но лиха беда начало.
Еще один способ – это успокоение трафика. Цель сделать более безопасными улицы городов и по большому счету гармонизировать совместное использование городской площади автомобилями и пешеходами. Но вот как найти баланс между ними? Ведь часто так бывает, что запреты проезда на тех или иных улицах приводит к коллапсу на соседних параллельных магистралях. В общем, за эти меры активно ратуют прогрессивные урбанисты. Но поскольку эти меры требуют тонкой настройки, на этом многие даже зарубежные города «подскользнулись».
И здесь нам в пример опыт Великобритании. Там долго муниципалитетами ряда крупных городов, в том числе Лондона, руководили представители лейбористской партии. Они уж сильно развернулись в направлении прогрессивного урбанизма.
Но вот что интересно, нынешний премьер Риши Сунак (он из консервативной партии) решил пойти в наступление на те принятые и реализованные мероприятия, которые ущемляют автомобилистов. В стране развертываются прямо настоящие баталии между противниками автомобиля и теми, кому эти ограничения наносят определенный ущерб.
Поскольку в процесс вмешивается глава исполнительной власти, посмотрим на его доводы. Например, Сунак выступил против ускоренной и тотальной электрификации. Как сообщает ресурс Autocar, премьер против запрета на продажу новых автомобилей с ДВС, которые не являются подключаемыми гибридами. По его мнению, планируемый срок в 2030 году должен быть сдвинут вправо. Причиной этого он называет ненужное финансовое бремя для потребителей.
Или еще, он хочет разобраться с лейбористами Уэллса, которые с подачи экоактивистов блокируют строительство 44 из 59 новых дорог по причине потенциального ущерба природе. Сунак считает, что «экоактивисты живут своей жизнью, а подавляющее большинство жителей в этой стране использовали свои автомобили для передвижения и зависят от него».
Также премьер-министр Риши Сунак призывает пересмотреть на огромное число запретов по передвижению в городах, особенно в Лондоне. Как известно, долгое время столицей руководил лейборист Кен Ливингстон, который ввел с подачи урбанистов и экоактивистов много запретов для автомобилей.
В частности, Сунак считает, действительно ли жилая улица или квартал с запретом на въезд транзитного транспорта выполняет свое предназначение и не продуцирует еще больше проблем, чем получаемые жителями от этого выгоды?
В крупных городах Британии созданы так называемые кварталы с низким трафиком (по-английски "зона редкого движения"). Это улица или квартал, где автомобилям либо полностью запрещен въезд, либо сильно ограничен в эту жилую зону.
Улицы в таких районах огорожены столбиками, цветочными вазонами или шлагбаумами, которые открываются только в случаях крайне необходимости для проезда аварийных служб. Велосипедисты и пешеходы могут передвигаться по этим улицам безо всяких ограничений. Впервые такие зоны в Великобритании начали появляться с 70-ых годов прошлого века, а массово стали возникать при лейбористах.
Видать подобные ограничения так сильно надоели британскому избирателю, что Риши Сунак призвал министерство транспорта пересмотреть зоны ограниченного движения транспорта по всей Великобритании.
Конечно, в нашей стране проблемы совсем другие. У нас роль прогрессивных урбанистов не так велика, поэтому создано совсем малое количество ограничителей в городах. По одной пешеходной улице в центрах городов-миллионников. Нам еще предстоит пройти путь, какой прошли зарубежные страны с 70-ых годов прошлого столетия. Надо учиться на ошибках других и не допускать их в наших городах.
Наш канал "Проавтобизнес" ВКонтакте
Наш телеграмм канал https://t.me/proautobiz