Благодаря близким людям мы можем лучше понять самих себя, свою силу и слабость, свои лучшие качества и те, которые хотелось бы поменять… Но можно ли научить дружить? Нужно ли родителям волноваться, если у ребёнка нет друзей? Как быть, если взрослым не нравятся те, с кем дружит ребёнок? Эти и другие вопросы волнуют мам и пап, когда заходит речь о дружбе. Ответы на эти вопросы читайте в летнем выпуске журнала «Семья и школа», [стр. 36] или ниже.
«Пробы» дружбы
Подростковый возраст часто называют кризисным и переломным, потому что происходит кардинальная перестройка не только на физическом плане, но и на психологическом, эмоциональном. В этот период меняется всё, в том числе и мотивация дружбы. В младшем возрасте дети зачастую дружили с теми, кто был рядом, например, с соседом, одноклассником или сыном маминой подруги.
Но затем появляется избирательность.
Подростку важно быть принимаемым в группе сверстников, ведь именно так он понимает свою значимость, утверждается во мнении, что он интересный собеседник, хороший друг.
Это очень важный опыт, благодаря которому у взрослеющего человека формируется адекватная самооценка, которая будет сказываться на всей его последующей жизни: во взаимоотношениях с коллегами и личной жизни. Поэтому очень важно, чтобы «пробы» прошли успешно в том возрасте, который является гибким, не обременённым стереотипными установками. Выбирая друзей, подросток учится проявлять самостоятельность и независимость, которые необходимы не только в этом периоде, но и во взрослой жизни.
Самое ценное, что даёт настоящая дружба — это доверие. Доверяя друзьям сокровенные мысли и поступки, обращаясь за помощью или советом, подросток учится доверять миру в целом. А получая негативный опыт, ребёнок «прощупывает» свои и чужие границы, учится отличать настоящую дружбу от видимой.
Для детей подросткового возраста очень важно иметь единомышленников по интересам, увлечениям, совместному проведению досуга.
Взрослым необходимо с вниманием относиться к друзьям своего ребёнка, интересоваться этими отношениями, помогать разбираться, если возникают сложности.
«Строительство» дружеских отношений
Настоящая дружба строится на взаимном уважении. Именно в таких отношениях подросток может быть уверенным, что его не используют для самоутверждения или достижения каких-либо целей.
Если подросток понимает, что друг не принимает в расчёт его мнение, желания, чувства, он, конечно же, будет это болезненно переживать, но приобретёт опыт, который в дальнейшем позволит ему не попадать в зависимые отношения.
Навык дружбы начинает формироваться в раннем возрасте, когда ребёнок понимает, что он не единственный в этом мире: когда учится делиться своими игрушками в песочнице, уступать и договариваться в играх в детском саду или на детской площадке во дворе.
Умение видеть другого человека: его потребности и интересы — важнейшее для выстраивания в будущем как профессиональных, так и личных отношений. В раннем возрасте дети легко идут на контакт друг с другом, и задача родителей — поддержать их в этих пробах, обсуждать, но не осуждать выбор друзей, интересоваться, чем именно ребёнок руководствуется, выбирая приятелей. Такой диалог поможет родителям быть в контакте со своим ребёнком, лучше понимать его, заложит фундамент для доверительных отношений.
«Сомнительная» компания
Нередко встречаются ситуации, когда родители не одобряют выбор своих детей, а в крайних ситуациях даже запрещают дружить с тем, кто им не нравится. Такие действия по отношению к подростку вряд ли приведут к желаемому результату, скорее наоборот, спровоцируют конфликт и протест.
Если ребёнок не умеет отстаивать свою позицию, он может подчиниться взрослым, но при этом или замкнётся в себе, или будет действовать втайне.
Часто родителей пугает увлечённость ребёнка общением с друзьями в ущерб учёбе. Но важно понимать, что именно в этот период учёба действительно уходит на второй план. На первом плане — межличностное общение со сверстниками, поэтому бессмысленно упрекать за это подростка, гораздо продуктивнее попробовать понять, что сейчас с ним происходит.
Что делать в такой ситуации взрослому? Вспомнить себя в этом возрасте: что с вами происходило, как реагировали ваши родители, не повторяете ли вы их ошибки? Часто это происходит неосознанно, и мы автоматически переносим стереотипные фразы, которые говорили нам, на своих детей, забывая, что они — не мы.
Как найти друзей
Умение выбирать друзей присуще не всем людям, некоторым требуется помощь и поддержка в развитии этого навыка. Автор книги «Давай дружить» отмечает, что чтобы у ребёнка были друзья, он должен обладать некоторыми навыками. пять навыков, которые нужно развивать у ребёнка, чтобы у него были друзья:
- помогать — то есть проявлять заботу;
- уступать, например в споре или в возможности что-то сделать первым;
- делать комплименты;
- советоваться и просить о помощи;
- искать новые увлечения.
Эти умения помогут ребёнку научиться быть внимательным к другим людям, замечать свои сильные и слабые стороны, выстраивать эффективные способы взаимодействия.
Если у ребёнка нет друзей — это сигнал и для педагогов, и для родителей. Попробуйте присмотреться и узнать, чем подросток интересуется, как себя ведёт во взаимодействии со сверстниками. Такое наблюдение поможет понять причины отсутствия друзей. К сожалению, встречаются ситуации, когда педагоги и родители имеют принципиально разные точки зрения по поводу того, как дружба сказывается на учёбе, поведении, развитии ребёнка. Это повод для поиска взаимопонимания и способов его поддержки, а не конфронтации. При этом нельзя исключить ситуацию, что взрослые просто не знают о наличии друзей у подростка.
Важно учитывать индивидуальные особенности характера и темперамента: все мы разные, и социальные умения формируются у каждого человека не синхронно с другими. Один ребёнок легко вступает в контакт со сверстниками, а другой очень избирательно подходит к выбору тех, с кем общаться. Кто-то в раннем детстве замкнут в себе, а в подростковом становится душой любой компании, а кто-то наоборот.
Иногда мальчишкам и девчонкам требуется время на адаптацию, понимание интересов другого, сопоставление их со своими увлечениями, ведь чаще всего дружба строится на схожести хобби.
Важно, чтобы у подростка была возможность общаться с разными ребятами в разных пространствах, в том числе разновозрастных. Эту задачу успешно реализуют учреждения дополнительного образования, в которых именно интерес ребёнка к какому-либо виду деятельности находится в центре внимания педагогов.
Ценность дружбы важно поддерживать и в учебной деятельности: при изучении биографий известных личностей, при анализе исторических событий, литературных произведений. Также нужно создавать ситуации в школьной и внеурочной деятельности, когда подростки могут обсуждать волнующие их вопросы, говорить о ценностях, в том числе дружбе, высказывать свою точку зрения. Таким образом они смогут соотносить свои представления с другими и выстраивать свою систему ценностей, лучше узнавать своих одноклассников и находить среди них друзей по схожести взглядов. А совместные увлечения, просмотры фильмов, искренние разговоры, участие, поддержка в необходимом количестве и собственный пример — всё это позволит выстроить дружеские отношения с подростками и научит их по-настоящему дружить со сверстниками.
____________________________
Материал из летнего номера журнала «Семья и школа» [стр. 36].
____________________________
Подписывайтесь на наш канал,
чтобы не пропустить полезные материалы о воспитании для родителей, педагогов и воспитателей.