("Угловой офис", Corner Office, 2022, США)
Как возможен такой парадокс: у человека вот уж 12 лет стоит на полке Оскар за лучший фильм, а он лишь сегодня снимает свою дебютную картину?
Абсолютно ничего удивительного. Просто все эти годы Йоахим Бэк делал лишь короткометражки, за одну из которых и получил однажды столь крутую премию, а теперь вот он сподобился наконец-то и до "полного метра" добраться.
Добрался Бэк до "большого кино", надо заметить, не самым популярным маршрутом, сняв не какую-нибудь банальность, а довольно своеобразную работу. Заарканив себе экстравагантный роман шведского актера и писателя Йонаса Карлссона "Комната" (2015), Йоахим соорудил на его основе столь же экстравагантную картину "Угловой офис". Ловко балансирующую на стыке множества жанров, но не сваливаясь ни в один из них конкретно.
Поэтому, говоря начистоту, в заголовке я был не вполне корректен, обозвав бэков дебют фантастической драмой. Ибо кроме фантастики в ней хватает элементов других жанров, от комедии, триллера и "лав-стори", до мистики, сюрреализма и даже притчи. И каждый из них по мере просмотра успеет вырулить на передний план в отведенное ему, сюжетное время.
Так же, как мораль сей истории каждый горазд понять по-своему, - хоть с фантастической точки зрения, хоть с реалистической, - но об этом я, пожалуй, умолчу, дабы не "засвечивать" финал.
Место действия в "Углового офисе" не блещет разнообразием. Бо́льшая его часть пройдет в общем офисе неизвестного отдела неизвестной, но солидной компании, где таковых отделов было аж 28 штук, а вся она занимала целое многоэтажное здание. Которое нам будут иногда показывать снаружи, со стороны парадного входа, плюс парковку рядом с ним. Но всё это - лишь в ненастные зимние дни, и полюбоваться окрестностями за пеленой снегопада нам не дадут.
Еще ряд сцен пройдет в фойе здания, в его коридорах и, разумеется, в упомянутом в названии, загадочном "угловом офисе". Вокруг последнего и будет крутиться весь сыр-бор здешней интриги, но о нём - чуть позже.
И всё равно, назвать недостатками минимализм антуражей и "камерность" сюжета Бэка нельзя. Ведь они изо всех своих сил работают "на атмосферу", как антуражи в той же "Платформе" или "Внутри", и поддерживают у зрителя должное настроение от начала до конца фильма.
А в центре его - самый обычный, и в то же время необычный офисный трудяга Орсон (либо загримированный под упитанного, либо и впрямь чуток располневший Джон Хэмм). У коего нет ни семьи, ни детей, ни вообще биографии, ни места жительства (оно так и останется где-то за кадром) - таким уж скромнягой нам его представят.
Зато всю картину напролет Орсон будет сопровождать свои все телодвижения закадровой болтовнёй. И это тоже, кстати, удачная режиссерская находка, компенсирующая офисное однообразие происходящего почти безостановочным, ироничным его комментированием. Благодаря чему если в "Угловом офисе" и есть скучные сцены, то их совсем немного.
А знакомимся мы с Орсоном в тот день, когда его взяли на работу в эту компанию. На должность обычного клерка: с письменным столом, заваленном бумажками, телефоном и компьютером, на чьем мониторе он будет заполнять какие-то скучные таблицы. Орсон же в свою очередь познакомит нас со своими новыми сослуживцами и занудой-начальником Эндрю (как всегда. зловредно-харизматичный Кристофер Хейердал) - людьми со своими причудами и нервирующими Орсона недостатками.
Впрочем, и сам он был отнюдь не душой компании, а ворчливым придирщиком, хотя при этом работником крайне дисциплинированным и педантичным. Который, вероятно, так и просидел бы с кислой физиономией за своим столом до самой пенсии, и про него не сняли бы кино, кабы вскоре с Орсоном не случилось загадочное событие, ставшее в итоге для него судьбоносным.
Завязка этого события вовсе не спойлер, и в ней нет совершенно никакой интриги. Наоборот - одна сплошная обыденность, что может приключиться и с вами, причем где угодно.
Как-то раз, следуя по популярному маршруту "офис - туалет", Орсон заметил в коридоре дверь, за которую пока еще не заглядывал. Что он и сделал тут же из чистого любопытства, тем более, она оказалась не заперта.
Ну а за дверью, - о ужас-ужас! - обнаружился...
...Да шучу-шучу: там оказался никакой не ужас-ужас, а всего-навсего еще один офис. Разве что с богатым и стильным убранством, явно принадлежавшим какому-то боссу. Только вот кому? Эндрю туда не заходил, а другое начальство на этаже не обитало.
Что ж, пришлось пойти и поинтересоваться, чьи это такие деловые апартаменты пустуют у нас по соседству.
Зато ответ коллег Орсона на данный вопрос уже, без шуток, тянул на ужас-ужас, так как напоминал либо массовое сумасшествие, либо столь же массовую злую шутку. Вот только эту интригу я вам "ломать" не стану, уж пардоньте великодушно.
***
В общем, сомневаюсь, что за свой полнометражный дебют Йоахим Бэк получит еще один Оскар, равно как и номинацию на него.
И тем не менее "Угловой офис" - картина, бесспорно, заслуживающая внимания всех любителей неординарных историй - и фантастических, и обычных, - со множеством неожиданных подтекстов и смыслов. А также с красивейшей моралью, которую я, как и сказал, тоже, увы, не имею права озвучивать по причинам спойлерной безопасности.
Иными словами, лучше вам, конечно, такой фильм не пропускать, нежели пройти мимо него, не оглядываясь. Вдобавок, несмотря на всю его "офисность" и фон из постоянного снегопада, снят он всё-таки нескучно, и артхаусной мутью, к счастью, не страдает.
Трейлер фильма (возрастной рейтинг 13+):