(El hoyo, 2019, Испания)
Горячие и гордые испанские кинематографисты продолжают с маниакальным усердием окучивать жанр триллеров, который буйно заплодоносил у них в последнее десятилетие. Причём зреют эти плоды не только на ветке условно-реалистичных сюжетов, но и на менее развесистой ветке фантастики, докуда жадные ручки триллер-мейкеров с Пиренейского полуострова тоже дотянулись.
"Платформа" (в оригинале "Яма", что по смыслу всё же точнее) - фантастика самобытная, даже несмотря на то, что после успеха "Куба" и "Пилы" фильмов про социальные эксперименты над людьми в замкнутом пространстве вышло немало; вспомним хотя бы прошлогодних "Клаустрофобов" . Вот и испанец с легко запоминающимся именем Гальдер Гастеллу-Уррутия не только сотворил ещё один вариант данной истории, но и уже отметился с ней на парочке кинофестивалей.
Итак, ни время, ни место действия сюжета "Платформы" нам неизвестно. Косвенные же приметы этого, которые мы обнаружим в диалогах и попадающих в кадр деталях, тоже не складываются в единую чёткую картину.
Скорее всего, перед нами - альтернативная реальность, где была изобретена левитация. Потому что когда главный герой по имени Горенг видит бетонную плиту весом в десяток тонн, которая летает по воздуху стремительнее легендарной фанеры-над-Парижем, он абсолютно этому не удивлен. После чего он читает бумажную книгу, а его сокамерник Тримагаси рассказывает, как убил нелегального иммигранта, выбросив в окно телевизор - признаки того, что даже если это будущее, то явно недалекое от нашего.
Если вы смотрели "Куб" Винченцо Натали, то, конечно, он придёт вам здесь на ум не раз и не два.
И Горенг, и Тримагаси, и другие герои "Платформы" тоже заперты внутри некоего сооружения без окон, так называемой Яме (El hoyo). Хотя на самом деле это бетонный колодец, разбитый на множество уровней, точное число которых никто не знает. На каждом уровне сидят, как в тюремной камере, по два человека, которым разрешили взять с собой в заточение одну вещь на их выбор. Причём кто-то, как, например, Горенг, очутился здесь добровольно, в обмен на некие "ништяки". А вот преступнику Тримагаси предложили отправиться или в тюрьму, или в Яму, хотя, знай он, что ждёт его в последней, наверняка предпочел бы первую.
Впрочем, изоляция подопытных, это ещё не сам эксперимент, а лишь "пробирка", где и пойдёт бурление здешних социальных реакций. Чьим катализатором служит... банальная еда.
Раз в сутки через проемы сквозь уровни пролетает сверху вниз на невидимой тяге платформа-стол, накрытая горой всяческих яств. Издёвка же в том, что это вся еда, которую получают за сутки Горенг и остальные. Задерживаясь на каждом уровне минуты на три, платформа движется дальше, а за "набить харчами карманы про запас" в Яме сурово наказывают. Что, однако, всё равно заканчивается тем, что еды хватает далеко не на всех. И начиная где-то с 70-80 уровня соскребать с того стола уже попросту нечего.
Хорошо ещё, что раз в месяц пары подопытных "тасуют", распределяя по новым уровням, и они тешат себя надеждой, что за месяцем голодовки у них последует месяц обжорства. Ну или хотя бы нормальной кормежки. Плохо, что не каждый узник нижних уровней способен пережить этот месяц, не озверев, не тронувшись умом, да и просто не окочурившись. И, конечно, Горенгу доведется побывать и внизу, и наверху, занимаясь чёрт-те чем, пока он не рискнёт начать упорядочивать эту Систему. Ради чего ему придётся отправиться на поиски её днища - во всех смыслах этого слова...
***
В общем, не могу сказать, что кино однозначно удачное. Нежелание авторов "Платформы" отвечать на главные сюжетные вопросы, хотя бы теми же полунамеками, оставляет в финале картины зияющую дыру недосказанности. Отчего и финалом-то этот комок киноплёнки сложно назвать.
С другой стороны, если Гальдер Гастеллу-Уррутия планировал снимать не полноценное кино, а лишь пародийные наброски на идеи так называемого всеобщего социального равенства, это у него и впрямь получилось. Кроваво - и в то же время не без чернющего юмора. Идеалистическая попытка перевоспитать закрытое общество, живущее по закону курятника - "клюй ближнего, гадь на нижнего", - преподнесёт герою немало жестоких сюрпризов. Благодаря чему смотреть этот камерный триллер с философским уклоном всё-таки интересно. Особенно скучающим любителям серьёзной фантастики, с которой на киноэкранах давно напряжёнка.