Найти в Дзене
6000 миль до Голливуда

Платформа

(El hoyo, 2019, Испания) Горячие и гордые испанские кинематографисты продолжают с маниакальным усердием окучивать жанр триллеров, который буйно заплодоносил у них в последнее десятилетие. Причём зреют эти плоды не только на ветке условно-реалистичных сюжетов, но и на менее развесистой ветке фантастики, докуда жадные ручки триллер-мейкеров с Пиренейского полуострова тоже дотянулись. "Платформа" (в оригинале "Яма", что по смыслу всё же точнее) - фантастика самобытная, даже несмотря на то, что после успеха "Куба" и "Пилы" фильмов про социальные эксперименты над людьми в замкнутом пространстве вышло немало; вспомним хотя бы прошлогодних "Клаустрофобов" . Вот и испанец с легко запоминающимся именем Гальдер Гастеллу-Уррутия не только сотворил ещё один вариант данной истории, но и уже отметился с ней на парочке кинофестивалей. Итак, ни время, ни место действия сюжета "Платформы" нам неизвестно. Косвенные же приметы этого, которые мы обнаружим в диалогах и попадающих в кадр деталях, тоже не с
Оглавление

(El hoyo, 2019, Испания)

Создатели "Платформы", изобретя свою левитирующую бетонную плиту, сами того не ведая, утёрли нос прапорщику из анекдота про летающих "низе́нько-низе́нько" крокодилов.
Создатели "Платформы", изобретя свою левитирующую бетонную плиту, сами того не ведая, утёрли нос прапорщику из анекдота про летающих "низе́нько-низе́нько" крокодилов.

Горячие и гордые испанские кинематографисты продолжают с маниакальным усердием окучивать жанр триллеров, который буйно заплодоносил у них в последнее десятилетие. Причём зреют эти плоды не только на ветке условно-реалистичных сюжетов, но и на менее развесистой ветке фантастики, докуда жадные ручки триллер-мейкеров с Пиренейского полуострова тоже дотянулись.

"Платформа" (в оригинале "Яма", что по смыслу всё же точнее) - фантастика самобытная, даже несмотря на то, что после успеха "Куба" и "Пилы" фильмов про социальные эксперименты над людьми в замкнутом пространстве вышло немало; вспомним хотя бы прошлогодних "Клаустрофобов" . Вот и испанец с легко запоминающимся именем Гальдер Гастеллу-Уррутия не только сотворил ещё один вариант данной истории, но и уже отметился с ней на парочке кинофестивалей.

И что за книгу читает дедушка, и зачем ему ножик - обо всём этом нам расскажут. В отличие от многих других вещей, которые так и останутся загадкой.
И что за книгу читает дедушка, и зачем ему ножик - обо всём этом нам расскажут. В отличие от многих других вещей, которые так и останутся загадкой.

Итак, ни время, ни место действия сюжета "Платформы" нам неизвестно. Косвенные же приметы этого, которые мы обнаружим в диалогах и попадающих в кадр деталях, тоже не складываются в единую чёткую картину.

Скорее всего, перед нами - альтернативная реальность, где была изобретена левитация. Потому что когда главный герой по имени Горенг видит бетонную плиту весом в десяток тонн, которая летает по воздуху стремительнее легендарной фанеры-над-Парижем, он абсолютно этому не удивлен. После чего он читает бумажную книгу, а его сокамерник Тримагаси рассказывает, как убил нелегального иммигранта, выбросив в окно телевизор - признаки того, что даже если это будущее, то явно недалекое от нашего.

Если вы смотрели "Куб" Винченцо Натали, то, конечно, он придёт вам здесь на ум не раз и не два.
И Горенг, и Тримагаси, и другие герои "Платформы" тоже заперты внутри некоего сооружения без окон, так называемой Яме (
El hoyo). Хотя на самом деле это бетонный колодец, разбитый на множество уровней, точное число которых никто не знает. На каждом уровне сидят, как в тюремной камере, по два человека, которым разрешили взять с собой в заточение одну вещь на их выбор. Причём кто-то, как, например, Горенг, очутился здесь добровольно, в обмен на некие "ништяки". А вот преступнику Тримагаси предложили отправиться или в тюрьму, или в Яму, хотя, знай он, что ждёт его в последней, наверняка предпочел бы первую.

"Кушать подано, садитесь жрать, пожалуйста".
"Кушать подано, садитесь жрать, пожалуйста".

Впрочем, изоляция подопытных, это ещё не сам эксперимент, а лишь "пробирка", где и пойдёт бурление здешних социальных реакций. Чьим катализатором служит... банальная еда.

Раз в сутки через проемы сквозь уровни пролетает сверху вниз на невидимой тяге платформа-стол, накрытая горой всяческих яств. Издёвка же в том, что это вся еда, которую получают за сутки Горенг и остальные. Задерживаясь на каждом уровне минуты на три, платформа движется дальше, а за "набить харчами карманы про запас" в Яме сурово наказывают. Что, однако, всё равно заканчивается тем, что еды хватает далеко не на всех. И начиная где-то с 70-80 уровня соскребать с того стола уже попросту нечего.

Хорошо ещё, что раз в месяц пары подопытных "тасуют", распределяя по новым уровням, и они тешат себя надеждой, что за месяцем голодовки у них последует месяц обжорства. Ну или хотя бы нормальной кормежки. Плохо, что не каждый узник нижних уровней способен пережить этот месяц, не озверев, не тронувшись умом, да и просто не окочурившись. И, конечно, Горенгу доведется побывать и внизу, и наверху, занимаясь чёрт-те чем, пока он не рискнёт начать упорядочивать эту Систему. Ради чего ему придётся отправиться на поиски её днища - во всех смыслах этого слова...

- Ну что, посмотрели на пироженку? Облизнулись? А теперь отошли от неё подальше, пока арматурой по башке не получили...
- Ну что, посмотрели на пироженку? Облизнулись? А теперь отошли от неё подальше, пока арматурой по башке не получили...

***

В общем, не могу сказать, что кино однозначно удачное. Нежелание авторов "Платформы" отвечать на главные сюжетные вопросы, хотя бы теми же полунамеками, оставляет в финале картины зияющую дыру недосказанности. Отчего и финалом-то этот комок киноплёнки сложно назвать.

С другой стороны, если Гальдер Гастеллу-Уррутия планировал снимать не полноценное кино, а лишь пародийные наброски на идеи так называемого всеобщего социального равенства, это у него и впрямь получилось. Кроваво - и в то же время не без чернющего юмора. Идеалистическая попытка перевоспитать закрытое общество, живущее по закону курятника - "клюй ближнего, гадь на нижнего", - преподнесёт герою немало жестоких сюрпризов. Благодаря чему смотреть этот камерный триллер с философским уклоном всё-таки интересно. Особенно скучающим любителям серьёзной фантастики, с которой на киноэкранах давно напряжёнка.

Трейлер фильма: