В социальных сетях сейчас активно крутится ролик, где японцы (!) утверждают, что атаки на их мирные города были нужны. Что они позволили быстрее завершить Вторую мировую и даже сохранить множество жизней. Плюс – это не позволило другому государству оккупировать Японию (догадались какому?). Люди высказывают разные версии, но все они сводятся к одному – в произошедшем был смысл!
А если эти события были только… результатом неповоротливости бюрократической машины в американском военном ведомстве. Итогом несогласованности действий чиновников?
А почему пострадали именно Хиросима и Нагасаки? Атомное устройство – штука дорогая и использовать его надо эффективно. А города… Частей там нет, только гражданское население. Ключевой промышленности – тоже нет. Сами города… ну ничего особенного! Что же их объединяет, кроме того, что они японские? И в чем их отличие от всех других городов? И почему для демонстрации силы было недостаточно только одного удара?
Отбросим красивые легенды. Вроде той, что вообще-то хотели атаковать Киото. Есть легенда, что когда самолеты были в воздухе, кто-то из высших офицеров сказал, что Киото нельзя, там такая архитектура, и это вообще культурное достояние всего человечества. И тогда ничего кроме Хиросимы придумать не успели. Свежо предание…
Посмотрим на события чуть раньше. В самом начале Второй мировой испуг и трепет испытывали американцы. До создания атомной бомбы самое-самое «вундерваффе» было у Японии. Я имею ввиду линкоры «Ямато» и «Мусаси». Корабли значительно превосходили все, что были или даже планировались к постройке у американцев. Их полное водоизмещение превышало 72 тысячи тонн, тогда как у американских линкоров вроде «Норд Кэролайн» и «Саут Дакота» составляло только 44 тысячи. Даже у строящихся линкоров типа «Айова» водоизмещение было 57 тысяч тонн. Японские пушки метали снаряд весом полторы тонны на несколько километров дальше, чем более лёгкие американские. Броня японцев была в полтора раза толще. Один такой корабль мог за несколько часов работы превратить в руины крупный город.
Но у «Ямато» и «Мусаси» были и недостатки. Корабли оказались слишком сложными и дорогими в обслуживании. Что только стоило загрузить боекомплект и запас топлива – сотни вагонов! А что говорить про ремонт, который им был регулярно необходим? И вот в силу размеров их можно было полноценно обслуживать там и только там, где их и построили. А вот теперь догадайтесь, где были эти доки? Правильно в Хиросиме и Нагасаки. Собственно «Ямато» был построен в городе Куре, но он с Хиросимой как Химки и Москва – только очень старый участковый точно знает, где один город заканчивается, а другой начинается.
Теперь подумаем. Очевидно, что уничтожение данных линкоров и инфраструктуры по их обслуживанию стало идеей фикс для ВМФ США. И очень логично предположить, что с момента старта Манхэттенского проекта в 1943 году, военные настаивали на включение в число приоритетных целей для нового оружия Хиросиму и Нагасаки. Очевидно, что кто-то из флотских это решение продавил. А дальше совещание, протокол, ответственные.
Но ситуация и тогда менялась очень быстро. Линкоры внезапно устарели. Вместо больших пушек всё теперь решала палубная авиация. «На свете есть три самые большие и бесполезные вещи — египетские пирамиды, Великая китайская стена и линкор «Ямато»» - говорили японские моряки. Строить новые линкоры Япония не могла – где взять столько денег и металла.
А теперь самое интересное. На момент атомной бомбардировки оба корабля находились … на дне океана. И уже давно.
Большому короблю – большая торпеда. «Мусаси» получил их около двадцати, после чего медленно затонул 22 октября 1944 года. То есть, за девять с половиной месяцев до бомбардировок. Артиллерийские погреба «Ямато» сдетонировали 6 апреля 1945 года. Грибообразный столб дыма поднялся на 6 километров. Возможно, это был рекордный взрыв для доядерной эпохи.
Так зачем же в августе 1945-го столь ценное оружие было использовано против потерявших актуальность целей? Что мы теперь знаем? Мы похоже знаем, что принятое даже на эмоциях или ошибочных данных решение будет исполняться. Как заведенный механизм. Если раз провели межведомственное совещание, то чего опять к вопросу возвращаться? Дел что ли других нет? Так американские моряки не удосужились сообщить, что они больше не боятся страшных линкоров, а те, кто отправлял стратегические бомбардировщики, не читал газет. Или вообще считал, что лучше меньше думать. От этого морщины.
Вот поэтому-то и произошло 6 и 9 августа 1945 года. Команда отдана, цели намечены, приказ выполнен. Без особой на той причины (смотрим выше), без реальной практической пользы. Ошибка планирования.
Подписывайтесь на мой канал Ника Марш!
Лайки помогают развитию канала!