Все Сталинские высотки в Москве были возведены по единой концепции: широкое основание, ступенчатая пирамида, остроконечные шпили и мотивы кремлевских башен.
Кстати, о башнеобразных композициях. Московский Кремль к тому времени приобрел новое значение: уже тридцать лет как он стал центром советского государства, а следовательно, в коллективном сознании уже сформировался как средоточие власти, центр одной шестой части мира, а значит, стал архетипом для новой глобальной идеологии. Ярусные высотки со звездами на шпилях, таким образом, стали проекцией кремлевских башен; от Воробьевых гор до Варшавы эти зиккураты должны были напоминать о кремлевском происхождении верховной власти.
Участки под строительство советских небоскребов выделялись огромные, что ощутимо отличало их от американских. наши высотки все равно очень похожи на американские, только сходство это внутреннее, на уровне конструкций: основу их образует стальной каркас, «кристаллическая решетка» из колонн и балок. Эта технология была внедрена в гражданское строительство в Чикаго в 1880-е годы.
Здания в Америке строили на небольших участках, стараясь использовать всю полезную площадь: в результате небоскребы получались квадратными и прямоугольными в плане — без ярусов и ступенчатых объемов.
Короткие шпили-громоотводы американских «храмов коммерции», а также пропорции их членений отвечают прежде всего практическим соображениям. С земли разница практически не видна, особенно с узких улиц Манхэттена.
Советские высотки, наоборот, играют прежде всего градообразующую роль: отсюда столько внимания к силуэту, к масштабам зданий, к их пропорциям. По сравнению с американцами бросается в глаза их «распластанность», низкая плотность застройки участков (скверы у высоток), обилие внутренних дворов и сильно выступающих малоэтажных объемов. Все это говорит о принципиально иной задаче, стоящей перед проектировщиками советских небоскребов. Они хотели не получить максимальный доход с единицы площади; их цель была сугубо идеологической — создать новый облик Москвы, расположив дома-доминанты в ключевых точках. Можно сказать, что американские небоскребы проектировались ради денег; русские — «для красоты».
По сравнению с этими задачами эффективная планировка и прочие мелочи отошли на второй план. В результате в московских высотках много помещений со странной планировкой (встречаются даже треугольные комнаты); ярусность, столь привлекательная снаружи, создает массу бесполезных технических и чердачных помещений, которые надо отапливать и обслуживать. Планировки этажей тоже сильно отличаются: чем выше — тем меньше полезной площади при том же количестве лифтов и стояков. Американские небоскребы с их типовыми этажами и огромными пентхаусами — верх прагматизма по сравнениюс московскими высотками.
Главный архитектор Москвы этого времени – Дмитрий Чечулин. Он формулировал это так: формирование архитектурных доминант облика города, возможность визуальной переклички высоток, органическое вписывание высоток в исторический центр города.
Перед зодчими был поставлен главный вопрос. Здания должны быть видимы издалека и должны открывать перспективу на город с далеких расстояний.
Экскурсии по высоткам
Продолжение следует …