Мне как любому мифическому герою (а каждый преподаватель, как ни крути, герой и, что ни говори, мифический) просто необходим злодей, с которым я буду бороться.
Долгое время мне казалось, что мой главный враг - это невежество. Но со временем я поняла, что не невежество, а иллюзия знания - это тот дракон, которого мне предстоит обезглавить.
Информации столько, что мы услышав что-то карем уха, приписываем себе знание об этом. При этом свою позицию по делу не успеваем сформировать. Куда там? Всё летит, теряет актуальность, не будем заморачиваться.
В мире доступной информации мало тех, кто первым делом ищет ответы в своей голове. Нет, сначала в гугл, а там посмотрим.
Я замечаю что, когда прошу студентов рассказать что-то о себе, они сразу начинают искать это в телефоне, как будто ответ на этот вопрос уже где-то есть в готовом виде.
Им кажется, что вот сейчас интернет выдаст варианты, и на их основе можно будет дать свой ответ. Это привычка "жить" в операционной системе, где инициатива всегда у компьютера, очень расслабляет.
Как перехватить эту инициативу и начать формулировать? Недоформулированное мнение хуже, чем его отсутствие. Когда куски чужих мнений хозяйничают внутри нас, возникает обманчивый эффект того, что все и так понятно. Он самый опасный.
У меня часто бывает на экзамене такой диалог.
- Я: Вы знаете ответ на мой вопрос?
- Студент: Да, конечно.
- Я: Сформулируйте.
- Студент пробует, но: Не понимаю, не могу сформулировать.
- Я: Вы уверены, что знаете ответ на мой вопрос?
- Студент: Нет, теперь не уверен.
- Я: Как вам кажется, что бы вам помогло сформулировать ответ?
- Студент: Мне надо немного подумать над вопросом.
- Я: Мы никуда не спешим.
- Студент какое-то время думает, потом наконец отвечает правильно (СВОИМИ словами).
Если человек идет на лекцию с пытливым настроем, то он даже из банальщины что-то для себя возьмёт, но слушатели типа «мне и так все понятно» лишают себя возможности новых открытий даже в супер интересном материале.
В мире информационного шума иллюзия знания накрывает нас, как сон. Но только то НАШЕ, что мы сумели облечь в слова и пережить как опыт.
Мой мифический герой стремится привести к точке «Я знаю, что ничего не знаю», зародить сомнение, побудить мыслить и заглянуть внутрь себя.
Читайте больше моих статей в моем телеграм канале.