Найти тему

КЛАДЫ ДИКИЕ

«Кого не сведут с ума клады, если он только соблазнится раз каким-нибудь сбыточным или несбыточным преданием, рассказом, таинственным слухом или народной молвою и возьмет заступ в руки? Заманчивое и соблазнительное дело!» Владимир Даль. Точное определение. Знаю немало людей – есть даже бывший городской чиновник -- которые ищут старые карты, изучают первоисточники и шарят, шарят по всей Средне-Ахтубинской пойме в поисках сокровищ.

Особое место занимают легенды и записи о кладах Степана Разина. Почему?

Их было три брата, как в сказке – Иван, Фрол, да Степан. В 1665 году часть донских казаков участвовала в походе против поляков. Когда поход закончился, атаман Иван Разин (старший брат Степана) обратился к князю Юрию Долгорукому с челобитьем, чтобы вернуться на Дон. Но получил отказ. Больше того, непокорный атаман по приказу князя был повешен на глазах братьев...

Степан Разин поклялся отомстить.

Первый и главный стан Степан Разин устроил грамотно в том месте, где Дон сближался с Волгою, здесь обустроил сборный пункт для воровских козаков. Он выбрал высокое место между рек Тишини (Тишанка) и Иловля, близ городка Паншина (село Паньшино), позже перевез сюда и семью из Черкасска. Сюда возвращался после удачных и неудачных походов своих. И здесь, возможно, прятал сокровища.

Ватага имела казацкое устройство, была разделена на сотни, десятки; под руководством сотников и десятских. Первым помощником был есаул Ивашка Черноярец.

В речах Степана Разина, как писал историк Костомаров: было что-то обаятельное; дикое мужество отражалось в грубых чертах лица его, правильного и слегка рябоватого; в его взгляде было что-то повелительное; толпа чувствовала в нем присутствие какой-то сверхъестественной силы, против которой невозможно было устоять, и называла его колдуном. В его душе действительно была какая-то страшная, таинственная тьма. И далее Костомаров, как настоящий государственник, сделал вывод: «Жестокий и кровожадный, он, казалось, не имел сердца ни для других, ни даже для самого себя; чужие страдания забавляли его, свои собственные он презирал». Странное суждение, учитывая российские законы, когда простолюдин имел прав меньше собаки. Время на Руси было жесточайшее: наступило полное и безвозвратное закабаление крестьян. Непомерные налоги и тягла, исполнение которых выбивали кнутом, как с крестьян, так и с посадских людей. Голытьба бежала на Дон.

«Правда, русские, в особенности из простонародья, в рабстве своем и под тяжким ярмом из любви к властителю своему могут многое перенести и перестрадать, но если при этом мера оказывается превзойденною, то дело кончается опасным мятежом, причем опас­ность обращается не столько против главы государства, сколько против низших властей», – так писал Адам Олеарий не единожды побывавший в России, а в 1643 г. он приезжал с дипломатической миссией в качестве «гонца». Весьма точно подмечено иностранцем. Хотя он не знал всей правды. За неуплату налогов, податей, оброков отвечала не только община, но и вся семья должника: «А которые крестианские дети от отцов своих и от матерей учнут отпиратися, и тех пытати» (Соборное уложение 1649 года). И пытали, и били кнутом... Или, как это случалось в 20 веке детей хоть и не пытали, но клеймо налагали.

Поэтому только в бега, а с Дона выдачи нет. Поэтому ватага Степана Разина разрасталось. На всем протяжении от Самары до Царицына есть места, называемые утесами, пещерами, буграми Стеньки Разина. И все они отмечены «кладовыми записями». Народное предание говорит, что здесь чародей Стенька останавливал плывущие суда своим ведовством. Была у него кошма, на которой можно было и по воде плыть, и по воздуху летать. Как завидит он с высокого бугра судно, сядет на кошму и полетит, и как долетит до того, что станет над самым судном, тотчас крикнет: "Сарынь на кичку!" От его слова суда останавливались; от его погляда люди каменели.

Между Нижним Новгородом и Астраханью весною и осенью плавала вереница судов, называемая караваном. В 1667 году отряд стрельцов сопровождал караван под начальством симбирского сына боярского Степана Федорова. Но у Разина собралось уже около тысячи молодцов; сопротивляться было невозможно. Караван остановился. Степан тотчас объявил чернорабочим и простым стрельцам, что не будет их обижать, а только расправится с начальниками и хозяевами.

"Вам всем воля; идите себе куда хотите; силою не стану принуждать быть у себя; а кто хочет идти со мной - будет вольный козак. Я пришел бить только бояр да богатых господ, а с бедными и простыми готов, как брат, всем поделиться". Все ярыжные и стрельцы пошли в его ватагу.

Народный образ атамана вдохновил Александра Пушкина. « Песни о Стеньке Разине» он направил через Бенкендорфа Николаю Первому. Ответ был краток: «... при своем поэтическом достоинстве, по содержанию своему неприемлемы к напечатанию». Василий Шукшин до последнего верил в создание фильма на основе своего романа «Я пришел дать вам волю».

Степан добыл судов, ружей, запасов и поплыл к Царицыну. Со стен города принялись палить из пушек, но, по известию современника, весь порох запалом выходил. « Стенька был чародей и умел заговаривать оружие». В Царицыне его испугались, а на судах люди ободрились. В Царицын Разин послал своего есаула Ивашку Черноярца – «требовать наковальню, меха и кузнечную снасть». Воевода Унковский не задержал есаула, отдал без сопротивления все, что тот требовал.

"Что ж я буду делать? – позже говорил он. - Этого есаула, как и атамана его, ни сабля, ни пищаль не берет, и они своим ведовством все свое войско берегут".

Карта восстания Степана Разина.
Карта восстания Степана Разина.

Здесь и далее использованы выдержки из монографии «Бунт Стеньки Разина» Н. И. Костомарова. Даже Карл Маркс прочитал «Бунт» в подлиннике и составил подробный конспект.

Откуда же в народе легенды о сокровищах атамана Разина? И была ли персидская княжна? И почему же народ сделал из него героя?

Продолжение в следующей статье.