Производители Li-Ion аккумуляторов в России (уже несколько)

3K прочитали

Каждый раз, когда речь заходит об электромобилях всё сводится к обсуждению аккумуляторов, долговечность, скорость зарядки, последующая утилизация... Когда речь идет об отечественных электромобилях, естественно всплывает "ничё сваево", и обсуждение аккумуляторов разгорается ещё сильнее.

Сегодня решил Вам рассказать о том, есть в России производители аккумуляторов, фирмы-однодневки это и неперспективные стартапы, или вполне работающие организации?

Сразу оговорюсь, речь пойдет только об литий-ионных аккумуляторах, так как свинцово-кислотные, "обычные автомобильные аккумуляторы" в России производятся в таких количествах, что и ни у кого сомнений нет.

Каждый раз, когда речь заходит об электромобилях всё сводится к обсуждению аккумуляторов, долговечность, скорость зарядки, последующая утилизация...

Лиотех Новосибирская область, Толмачево

Официальный сайт

ЛИОТЕХ - крупнейший производитель литий ионных аккумуляторов в России, единственное отечественное крупносерийное предприятие, способное обеспечить выпуск продукта по конкурентоспособным ценам и качеству на уровне ведущих мировых производителей.

Громко? Но ведь и занимаются не первый год.

Каждый раз, когда речь заходит об электромобилях всё сводится к обсуждению аккумуляторов, долговечность, скорость зарядки, последующая утилизация...-2

Запуск производства был осуществлен в декабре 2011 г. Проектная мощность завода - 1ГВтч/год соответствует уровню «гигафабрик» мировых лидеров и позволяет оснастить литий-ионными аккумуляторами около 5000 электробусов в год.

А вот, к примеру и их потребители

Каждый раз, когда речь заходит об электромобилях всё сводится к обсуждению аккумуляторов, долговечность, скорость зарядки, последующая утилизация...-3

Рэнера, Калиниград, Подмосковье

Официальный сайт

Каждый раз, когда речь заходит об электромобилях всё сводится к обсуждению аккумуляторов, долговечность, скорость зарядки, последующая утилизация...-4

Кстати, Рэнера - бывшая Корейская компания, РосАтом её выкупил.

Дочерняя компания РосАтома строит сразу 2 "Гигафабрики", в Калининграде и Подмосковье! И у Росатома есть на это причины. Москва активно электромобилизуется, и а автобусами и доставкой продуктов и деньги у её жителей на электромобили есть. Так и производство нового отечественного электромобиля "АТОМ" будет организовано в Москве, на старом-новом Москвиче. У Росатома есть собственные проекты накопителей энергии не связанных с автопромом, а еще, недавно, РосАтом выиграл тендер на добычу лития в Боливии и рассчитывает на полный цикл производства батарей. В Калининграде же прописался Автотор, который тоже планирует производить электромобили.

Пока, конечно, это не то, чтобы стартап (РосАтом таким не занимается), но и не действующие заводы, ближайший планируют запустить к 2025 году в Калининграде.

ИнЭнерджи, Подмосковье

Официальный сайт

Каждый раз, когда речь заходит об электромобилях всё сводится к обсуждению аккумуляторов, долговечность, скорость зарядки, последующая утилизация...-5

Не сказать, что фирма очень известная, но мы и электромобили не прям массово производим. О себе пишут вот такое:

Проект ИнЭнерджи по производству ключевых материалов, компонентов, металл-ионных аккумуляторов, батарей и энергоустановок на их основе.
Металион – точка сборки новой российской отрасли электрохимических систем накопления энергии.

Каждый раз, когда речь заходит об электромобилях всё сводится к обсуждению аккумуляторов, долговечность, скорость зарядки, последующая утилизация...-6

Подробнее об их батареях можете узнать на сайте, на картинке выше ячейка вполне подходящая для электромобиля. Да, Тесла, например, использует собранные в кучу аккумуляторы 18650, но ведь не Тесла едина?

Нэтер, Казань

Официальный сайт

Каждый раз, когда речь заходит об электромобилях всё сводится к обсуждению аккумуляторов, долговечность, скорость зарядки, последующая утилизация...-7

Занимаются тоже достаточно давно, хотя такой известности, как ЛиоТех не получили. Продукция компании НЭТЕР представлена на рынке аккумуляторных батарей с 2011 года. Забавно отличились тем, что производят аккумуляторы для...БПЛА. На сегодня очень востребованный рынок.

Каждый раз, когда речь заходит об электромобилях всё сводится к обсуждению аккумуляторов, долговечность, скорость зарядки, последующая утилизация...-8

Тем не менее производят аккумуляторы всех форм-факторов, делают под заказ нужные батареи. Не уверен, что работающее под заказ производство может выдавать огромными сериями батареи условному АвтоВазу, ну к моменту, как это ему потребуется, может и нарастят мощности.

Каждый раз, когда речь заходит об электромобилях всё сводится к обсуждению аккумуляторов, долговечность, скорость зарядки, последующая утилизация...-9

На сегодня сферы, в которых они предлагают поработать достаточно обширные: Складская техника, БПЛА, Медицинское оборудование, Водный транспорт, Электромобили и гольф-кары, Сетевые накопители, Горно-шатхная техника и так далее. Чтож, остаётся пожелать удачи в дальнейшем развитии.

АО Энергия, Елец

Официальный сайт.

Каждый раз, когда речь заходит об электромобилях всё сводится к обсуждению аккумуляторов, долговечность, скорость зарядки, последующая утилизация...-10

Трудно назвать их производителями батарей именно для электромобилей, ведь о себе они пишут вот что:

ОСНОВНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ – разработка и производство автономных источников питания для бытовой, общепромышленной и специальной техники: авиации, гражданского речного и морского флотов, для радиотехники, бытовых электронных и электрических приборов, медицинской техники, игрушек и игр, аварийной связи и сигнализации на воде, в воздухе и на земле, систем пожаротушения и другого оборудования различного назначения.

Но, это не отменяет того, что компания - производитель литий-ионных батарей.

Итого на сегодня не менее 5 производителей, способных обеспечить отечественные электромобили, электробусы и производственную технику батареями.

А что по сырью?

Каждый раз, когда речь заходит об электромобилях всё сводится к обсуждению аккумуляторов, долговечность, скорость зарядки, последующая утилизация...-11

С этого года (2023) совместное предприятие "Росатома" и "Норникеля" — "Полярный литий" —начинает разработку крупнейшего месторождения Колмозерское в Мурманской области. Его обнаружили в 1947-м и до 1960-го вели геологоразведку. Но работы свернули: в те годы спрос на литий был невысок.

С ростом спроса и производства электромобилей все изменилось.

А залежей то хватит?

Предварительная оценка проекта показала, что самая выгодная мощность ГОКа — ​1,96 млн т руды в год с выпуском 45 тыс. т карбоната и гидроксида лития.

По выкладкам одного из ведущих мировых производителей лития Rockwood Lithium, на аккумулятор емкостью 25 кВт·ч надо 44 фунта (почти 20 кг) карбоната лития. Исходя из этого, можно приблизительно подсчитать, что гигафабрике производительностью 4 ГВт·ч в год, которую строит в Калининградской области РЭНЕРА, потребуется порядка 3,2 тыс. т карбоната лития. Продукция ГОКа на Кол мозерском с избытком покроет потребности даже четырех гигафабрик — ​хватит и на экспорт.

Остаётся только решить вопрос с переработкой отработанных батарей, и можно считать, вопрос с аккумуляторами в РФ решён.