Найти тему
Абзац

Грузия с плеч: чего избежала южная республика, проиграв войну России

Автор Филипп Фиссен

Фото: ТАСС / Сергей Бобылев
Фото: ТАСС / Сергей Бобылев

Мы потеряли грузин. В буквальном смысле. Где они? Раньше грузины были видной частью нашего общества. Знаменитая певучая интеллигенция с грустными бровями, криминальное авторитетное сообщество, пижоны в гостиницах «Интурист».

И куда они все делись из нашего поля зрения? СМИ чаще говорили нам о событиях в Киргизии или Узбекистане. А Грузия как-то незаметно вывалилась из нашего внимания. Испарилась.

А ведь, казалось бы, даже война была. Армия против армии. Схлестнулись всерьёз. Мы – за людей, они – за территории. Нам-то территории не особо нужны, но уж если люди попросились вместе со своей землёй – примем. А вот им территории важнее людей. А зачем? Они и свои 22 квадратных метра не могут обустроить, а им Осетию подавай, Абхазию. И если вас там не хотят, значит, это просто не ваши территории. Всё просто.

В общем, была война. Была победа. А как ещё? Но ни мстительного ехидства, ни полицейских мер, ни оккупации они от нас не дождались. А вот забвение – да. Случилось. Померкли они как-то в наших глазах, скукожились, измельчали.

Сколько пролито по этому поводу палёной хванчкары на контрабандных тропах. Сколько горячей слюны утекло – «не забудэм». Всё оставили мы без реакции.

И вот краткое потепление – такой бархатный, как пиджак восточного гостя, сезон. Саакашвили признан в Тбилиси действительно сумасшедшим, как мы и говорили с самого начала. Теперь это уже медицинский факт. Его дом – тюрьма. Как мы и говорили.

Всё вроде по-нашему произошло. И потянулись к лазурному небосводу из песни Нани Брегвадзе утомлённые Турцией российские любознательные туристы. Горы, Гори, Арагви, сациви – зачем искать счастье в краю далёком, когда вот оно. Те же пластиковые евроремонты на турецкий лад, та же черноморская кухня. Своё, родное.

Да и война давно кончилась – практически сразу. Можно снова дружить. А не дружится. Пропала искра. Ничего нас не связывает. Ни Кикабидзе с Брегвадзе, ни Balenciaga с грузинским дизайнером не греет.

Что же оборвалось? Что за тень нашла на наших когда-то самых приметных союзных братьев? Что сделало их такими неприметными, рядовыми? Если бы не голуби мира из Верхнего Ларса, мы бы и не знали, какие у них там нравы. Никто не выкладывал в «ВК» фото с грузинских курортов. Никто не ведёт фуд-блог с наваристым хинкалом. Ну разве что в «Одноклассниках», но туда приходят только в пенсионном возрасте. И кабачки там фотографируются чаще, чем тела человеков.

Была ли эта война сумасшедшего попыткой грузин вернуть к себе внимание? Или это был самоубийственный всхлип, что снова ничего не вышло из того, о чём мечтала Грузия, налитая благополучием в 80-е? Благополучием наглым, показным, преступным большей частью. Надменно демонстрируемым менее кичливым народам СССР, чьими трудами и возделанное.

Войне предшествовали годы унижений. Люди в Грузии жили за чертой даже не той «бедности», как они брезгливо именовали обычную жизнь других советских людей. Доведённые до крайности и отчаяния, они стояли на коленях на площади Республики в центре Тбилиси, встречая заокеанского президента, как к последней надежде обращая к нему мокрые от слёз жалости к себе глаза.

Он принёс им свою благую весть: «Скоро вы будете как мы. Вознесётесь над малыми. Вступите в самую успешную преступную группировку – НАТО. Но сначала умрите».

Всё сбылось. Белый господин не обманул. Его просто не так поняли. Когда на пятый день войны в Тбилиси прилетели американские транспортники, в воздух полетели кепки-аэродромы: «Спасители!» Но это забирали своих дипломатов. А грузинам, готовым умирать за НАТО и Вашингтон, не было дано и шанса прицепиться к шасси.

Всё это мы видим теперь уже в другой части бывшего СССР. Та же ненависть, перекосившая лица. Те же брызги слюны, как у страдающего от психического расстройства. Та же слепая вера в белого сахиба.

В царстве теней для обманутых и погубленных Западом есть отдельный машинный зал, где не стихают овации верховному демону вражды, а валы перемешивают фарш из исчезающих душ. Тех, кто прельстился сказкой о территориальной целостности.

Целостна там только тёмная пустота.

Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.