Если почитать критику, то про профессора Преображенского можно узнать разные мнения. Кто-то пишет, что он – положительный персонаж. Потому что образованный, интеллигентный, понимает жизнь и настоятельно рекомендует не читать советских газет – хотя бы в первой половине дня.
Кто-то пишет, что Преображенский – это отрицательный персонаж, потому что делает сомнительные операции на дому, берет большие деньги за это, привык жить в роскоши, шантажирует большевиков и пользуется протекцией кого-то всесильного.
Есть даже такое мнение, что в «Собачьем сердце» нет ни одного положительного персонажа. А что?! Может быть. Ведь произведение рассказывает о смутных временах. А в такие времена люди, зачастую, проявляют себя с самой худшей стороны.
Тут вспоминается кое-что из относительно нового: «Не мы такие, жизнь такая».
Пожалуй, каждый решает сам, положительный или отрицательный персонаж – профессор Преображенский.
Я же хочу рассказать о том, кто стал прототипом этого героя.
Кандидаты
Есть разные версии. Когда речь заходит о Преображенском, то вспоминают:
1. Сергея Абрамовича Воронова – французского хирурга русского происхождения, который прививал ткань яичек обезьян к человеческим.
2. Алексея Андреевича Замкова – хирурга, уролога, ученого, который создал первый в мире промышленный препарат гормональной терапии.
3. Физиолога Павлова.
4. Психиатра Бехтерева.
Современный врач анестезиолог-реаниматолог Фёдор Семёнов считает, что прототипом Преображенского стал знаменитый советский хирург Владимир Николаевич Розанов.
Конечно, Семёнов может быть предвзят. Ведь Розанов был его предком. Но многое в версии говорит о том, что Владимир Николаевич, действительно, мог стать прототипом персонажа произведения Михаила Афанасьевича Булгакова.
Что сходится
Во-первых, Михаил Афанасьевич был лично знаком с Владимиром Николаевичем Розановым. Они общались. Насколько хорошим это знакомство было – другой вопрос. Близкими друзьями Розанов и Булгаков не были. Но общались.
Во-вторых, хирург занимался пересадкой желез. Я одну яркую историю расскажу чуть позже.
Впрочем, «эндокринной темой» занимались и другие. Уже была упомянута фамилия «Воронов», например.
В-третьих, в доме при Боткинской больнице у Владимира Розонова был целый этаж, где он не только проводил свободное время, но и оперировал, занимался исследованиями.
Так что, многое сходится.
«Козлиный мужик»
Та самая история, о которой я обещала рассказать:
на территории Боткинской больницы работал дворник, с которым приключилось несчастье. У него начала развиваться гангрена. Причем – сразу всех конечностей. Вылечить несчастного взялся Розанов. Хирург пересадил дворнику щитовидную железу козы. И она прижилась.
Гангрена отступила. Доктор писал в своем дневнике, что идет процесс выздоровления, а пациент уже курит и пьет водку, вопреки запретам.
Очевидно, что этот дворник – прототип Полиграфа Полиграфовича Шарикова. Булгаков, наверняка, знал эту историю.
Кстати, дворника с тех пор прозвали «козлиным мужиком».
Что касается щитовидки, которую взяли у козы, то ничего в этом необычного не было. Животным удаляли щитовидную железу, чтобы они давали больше молока.
Позже Розанов проводил опыты с использованием биологического материала, взятого у обезьян.
Вспоминается эпизод из «Собачьего сердца», когда Преображенский звонит кому-то всесильному, чтобы отстоять своё право на многокомнатное жилье. И Розанов так мог. Ведь он оперировал как Ленина, так и Сталина.
Причем, если у Владимира Ильича операция была не такая уж серьезная, то Сталина требовалось спасать.
Личный хирург советских вождей
Владимир Николаевич был таковым.
У Сталина однажды выявили аппендицит, организм успел воспалиться. Поэтому хирургу пришлось не просто удалять аппендикс, но и проводить серьезную чистку. Такую операцию мало кто мог в СССР сделать успешно. Была высока вероятность заражения. Только на 4-5 день после операции стало понятно, что всё прошло успешно. А могло выйти иначе. И тогда бы, вероятно, руководителем СССР стал бы Троцкий.
Что касается Ленина, то его осматривал Розанов, когда Ильича ранила Каплан. Тогда было принято решение, что оперировать не стоит. Хоть и в организме скопилось около 2 литров крови, которую следовало бы удалить, потому что она давила на сердце. Но у Владимира Розанова был большой опыт. Он наблюдал похожее в годы Русско-японской, Первой мировой. Хирург принял решение о том, что вмешательство будет лишним. И это было очень правильное решение.
Позже из тела Владимира Ильича удаляли пулю. Тогда из Германии пригласили хирурга Борхардта. А ассистировал ему Розанов.
Русский и немец посмеивались: дескать, ради пустяковой операции созвали лучших врачей России и Европы. Пулю из тела Ленина быстро удалили – без последствий.
Розанова звали жить и работать в Германии. Однако хирург заявил, что и в России у него дел хватает. Владимир Николаевич был: вне политики и патриотом.
Ушел хирург в 1934 году. Гроб с его телом несли на руках от Боткинской больницы до Новодевичьего кладбища.