Найти тему

Богатырь Суровец Суздалец и Китеж-град

Оглавление

Начало публикации в статье: Русский богатырь Суровец Суздалец и его незавидная судьба

Покорённая и непокорная Русь

В сказках обычно говорится: «в некотором царстве, в некотором государстве» жил такой-то персонаж. Тем самым показывается «сказочная» иерархия или административное деление страны на земли и царства. В них обычно царством правит царь, а государством — государь. При этом несколько царств могут входить в состав одного государства. В былинах названия немного меняются. Сказочному уровню «государство» соответствует царь и царство, а их подчинённые земли именуются княжествами, управляемыми князьями.

В реальности же, что интересно, была некая особенность, заключающаяся в том, что Русь всегда была только княжеством. В то время, когда русские княжества были объединены вокруг Москвы, а затем стали Русским царством, преобразованным Петром Первым в Российскую империю, даже тогда русский государь носил определённые титулы: император и самодержец Всеросийский; царь Польский, Казанский, Астраханский, Сибирский, Херсонеса Таврического и Грузинский; а вот в отношении Русских земель титул звучиал всегда одинаково: великий князь Всея Руси, либо великий князь Великия и Малыя и Белыя России, или великий князь с перечислением всех русских земель.

Что важно, после раздробленности Руси и её захвата монгольскими войсками Батыя, началось объединение русских земель. И первым городом, начавшим объединять разрозненную и растоптанную монгольскими конями Русь, стал легендарный и многострадальный русский город Суздаль. В скандинавских сагах Суздаль упомянут как Syrgisdölum, что в переводе означает — Скорбные Долины.

Возможно, в этом названии скрывается русская скорбь о потерянном Старом Суздале и покорённой Руси. Но, как говорят: «клин клином вышибают». Так и Суздаль, погибший и потерявший Русь на правобережье Оки и берегах Суры, что юго-восточнее Мурома; взял и возродился сам (правда на левобережье Оки, в Русском Междуречье), но под своим прежним именем, и потянул за собой всю остальную Русь. Сначала появилось Суздальское княжество, затем оно выросло во Владимирское, которое в последствии вошло в состав Московского княжества. А Москва смогла вытянуть всю Русь до состояния Русского царства, которое затем выросло уже в Империю Российскую, состоящую уже не только из Руси.

Но это было потом, а во времена богатыря Суровца Суздальца, Русь выглядела иначе. Хотя, вроде бы, и имевшая знакомые названия:

«Широко раздолье по всей земли,

Глубоки омуты Непровские;

Чуден крест леванидовской,

Долги плеса чевылецкие,

Высокие горы сорочинские,

Темны леса брынские,

Черны грязи смоленские,

А и быстрые реки понизовские.»

Вроде бы всё как обычно, привычные былинные русские названия. Но вот в былине «Высота ли, высота поднебесная» про Суровца Суздальца, вся эта «русская красота» омрачена правлением царя Давыда Евсеевича. При этом, нужно понимать, что царь Давыд не был русским правителем, потому как, в таком случае, его титул должен был звучать иначе — князь, а не царь. Но все перечисленные былинные места, с которыми связана Русская земля, были в те времена под властью царя Давыда.

«При царе Давыде Евсеевиче,

При старце Макарье Захарьевиче

Было беззаконство великое:

Старицы по кельям — родильницы,

Ченцы по дорогам — разбойницы,

Сын с отцом на суд идет,

Брат на брата с боем идет,

Брат сестру за себя емлет.»

В таких условиях русскому народу приходилось выживать под властью этого царя, превратившего «женские монастыри» в притоны и публичные дома, «монахи» и поляницы разбойничали по дорогам, а близкие люди начали убивать друг друга. Дошло до того, что братья стали сожительствовать со своими сёстрами, словно халдеи, что было немыслимо для Руси.

Видя происходящее беззаконие, воспитанный своей матерью в русских традициях, богатырь Суровец не мог спокойно на всё это смотреть. Не в силах это прекратить, он отправился в чисто поле, чтобы найти там себе супротивника и сразиться с ним. Исход боя русского богатыря не интересовал, главное было уйти подальше от того, что творилось на покорённой Руси.

Не найдя себе поединщика, богатырь Суровец отправился в дальние земли, в другую Русь — Непокорённую. А она находилась не так уж и далеко. Достаточно было пересечь водные рубежи: реку Оку, чтобы оказаться в «ближнем зарубежье» или Русской Месопотамии, в междуречье Оки и Волги; либо выехать в Заволжье, на левые берега Великой русской реки. Суровец Суздалец отправился в город Покидош.

«Он бегал, скакал по чисту полю,

Хоботы метал по темным лесам.

Не нашел он в поле сопротивника

И поехал ко городу Покидошу.»

Покидош или город Китеж

Былинный и малоизвестный город Покидош обычно соотносится с не менее легендарным и загадочным городом Китежем. Китеж-град — мифический город, по преданию когда-то стоявший на берегу озера Светлояр. Считается, что во время нашествия войск хана Батыя, город, по молитвам его жителей, на глазах потрясённых захватчиков, погрузился на дно озера, превратившись в невидимый град Китеж.

Китеж стал тем городом, в котором смогли укрыться от захватчиков, не обязательно монголов, русские жители вместе со своим князем. Как и городов Переяславлей — символов русской Славы, Китежей — городов-укрытий от лютых захватчиков, хана Батыя или царя Давыда, также могло быть несколько. Переяславли появлялись в разное время, каждый для своей ситуации, потому и Китежи, также могли появится в разные случаи внешней агрессии.

В настоящее время с Китеж-градом ассоциируют два места, расположенные на левобережье Волги и Оки.

Первый Китеж-град мог находиться у озера Светлояр, расположенном в Заволжье, в 130 км северо-восточнее Нижнего Новгорода. Нижегородский Китеж является основным, потому как появление его связано с монгольским нашествием войск Батыя. Но, во времена Батыя, согласно предания, Китеж-град погрузился на дно озера и стал невидимым. Города не строят в одночасье, значит, этот «град» был построен ранее, при других условиях и захватчиках, если при Батые (13-й век) он уже существовал.

Вполне возможно, этот Китеж-град, как надёжное убежище от захватчиков, был основан при тех деятелях, к которым относился царь Давыд Евсеевич. И люди бежали с Руси, покорённой захватчиками, установившими «вавилонские порядки», используя для этого речной маршрут. Наиболее подходящим для «беженцев» с той Руси был маршрут по реке Сура.

Как известно, Сура впадает в Волгу в 150 км ниже по течению от Нижнего Новгорода или места впадения Оки в Волгу. Чтобы добраться из устья Суры в Китеж-град, необходимо было использовать также речной маршрут, только по реке Ветлуге. От устья Суры до устья Ветлуги, необходимо было проплыть по Волге всего 35 км вниз по течению и войти в Ветлугу, впадающую в Волгу со стороны левобережья. Чтобы от устья Ветлуги добраться до озера Светлояр и Китеж-града, необходимо было пройти вверх по реке, преодолев около 90 км речного маршрута, а затем ещё 20 км от реки до озера. В общей сложности, устье реки Суры и Китеж-град разделяют всего 150 км.

Другой город Китеж или былинный Покидош расположен в левобережье Оки и более подходит для тех «беженцев», которые искали убежища из местности «Старого Суздаля» или берегов реки Сурожи (Серёжи). В настоящее время, это село Кидекша (Покидош), расположенное во Владимирской области.

Чтобы добраться с берегов Сурожи до Кидекши, необходимо пройти всю дорогу речным путём: из устья реки Серёжи по реке Тёша пройти вниз по течению 40 км, чтобы добраться до устья Тёши, впадающей в Оку. Далее, спуститься вниз по течению Оки 110 км, чтобы попасть в устье реки Клязьмы, впадающей в Оку с левого берега. По извилистой Клязьме необходимо пройти вверх по течению около 250 км, чтобы попасть в устье реки Нерль. По извилистому руслу Нерли следует пройти вверх по реке ещё около 60 км, чтобы попасть в город Покидош (Кидекша).

Речной маршрут сложный и извилистый, но потому более безопасный для тех, кто хотел укрыться от захватчиков. Его протяжённость по рекам составляет около 460 км. При этом, если ехать верхом напрямую, как поступил богатырь Суровец Суздалец, то этот маршрут сокращается до 160 км. Важным обстоятельством, говорящим в пользу Кидекши, как предполагаемого города Покидоша, является тот факт, что в 5 км от села Кидекша находится город Суздаль (современный).

И, когда богатырь Суровец Суздалец прибыл в город Покидош, он отправился к князю Михайлу Ефимонтьевичу.

«И приезжал ко городу Покидошу.

Во славном городе Покидоше,

У князя Михайла Ефимонтьевича,

У него, князя, почестной пир.»

Встретил князь Михайла незнакомого богатыря по русскому обычаю, известному по пирам князя Владимира, чарой зелена вина в полтора ведра:

«А князь Михайла Ефимонтьевич

Наливал чару зелена вина в полтора ведра,

Подает ему, доброму молодцу,

А и сам говорит таково слово:

«Как, молодец, именем зовут,

Как величать по изотчеству?»»

Ответ русского богатыря пришёлся по сердцу князю Михайле и он принял Суровца Суздальца как своего родного.

«Стал, молодец, он рассказовати:

«Князь-де Михайла Ефимонтьевич!

А меня зовут, добра молодца,

Суровец богатырь, Суздалец,

Богатого гостя, заморенин сын».

А и тут князю то слово полюбилося,

Посадил его за столы убраные,

В ту скамью богатырскую,

Хлеба с солью кушати

И довольно пити, прохлаждатися.»

Почему князю Михайле Ефимонтьевичу полюбились слова русского богатыря?

Во-первых, то, что Суровец назвал себя Суздальцем, а не Сурожениным (как его величали ворон и Курбан-царь по названию реки). Город Суздаль находится в 5 км от Покидоша, а богатырь князю был незнаком, значит Суровец прибыл не с того Суздаля, что рядом с Покидошем, а из другого, забытого.

Во-вторых, возможно, в Покидош ранее прибывали и другие русские люди, спасавшиеся от произвола царя Давыда, но они называли себя Сурожанами, жителями реки Сурожи, и ни слова не говоря про сожжённый Суздаль. А тут прибыл богатырь и заявил, что он из города Суздаля (Старого Суздаля), ни много ни мало. Да, того первого Суздаля, скорее всего, уже не существовало, но этот город жил в сердце русского богатыря, потому Суровец гордо заявил, что он из Суздаля.

В-третьих, эти слова понравились князю Михайле, потому как он понял простую вещь, раз живы жители города Суздаля, значит город можно восстановить, пусть и в другом месте. Точно такая же ситуация произошла с городом Рязанью, которую сжёг Батый за его непокорность. Рязанцы переместились в другой город — Переяславль-Рязанский, который носит сейчас имя погубленного монголами русского города — Рязань. На месте прежнего пепелища стоит село, которое называется Старая Рязань.

В былине «Суровец-суздалец» русский богатырь назван «Суроженин, сын отца — гостя богатого», а в былине «Высота ли, высота поднебесная», его зовут уже несколько по-другому — «Суздалец, богатого гостя, заморенин сын». Здесь уже можно просмотреть название того места, где родился Суровец. Если по отцу всё понятно, это залётный гость, богатый купец, сделал своё дело и отправился восвояси. То мать Суровца смогла выносить его и родить в землях, называвшихся тогда «заморенными». Заморенный от слова «мор», что на Руси имело только одно значение — «смерть».

«Мёртвая земля» или «погибшая Русь», а также испепелённый город Суздаль, стали тем местом, в котором родился русский богатырь Суровец — «Суздалец, заморенин сын». Потому-то китежский князь Михайла с особым почётом принял богатыря, вышедшего с мёртвой русской земли на коне и при оружии, принеся в своём сердце частичку родной суздальской земли.

Возможно, выжившие суздальцы основали рядом с владимирским Китежем второй Суздаль, который стал основой возрождающейся Руси, переместившейся с правого берега Оки на левый. А правобережная Русь, что по реке Суре, скорее всего, вымерла от порядков, установленных царём Давыдом и его предшественниками. Об этом говорят финно-угорские народы мокшане и эрзяне, заселившие впоследствии безлюдные берега реки Суры.

Что интересно, русские эти народы называют одним словом — мордва, хотя сами мокшане и эрзяне себя так никогда не называют. Скорее всего, финно-угорские народы тут не при чём, просто в памяти русского народа отложилось, что там, где сейчас живёт мордва, раньше жили русские, которые вымерли или ушли, а земля их стала мёртвой — заморенной.

Итог

Былины о богатыре Суровце Суздальце рассказывают об очень давних временах, когда Русь попала в кабалу к царю Давыду Евсеевичу. Но, благодаря уцелевшему русскому богатырю, из сожженного города Суздаля, наверное единственному на тот момент, сохранила свою вольницу и обычаи Русская земля.

Город Китеж всегда проявлялся в те времена, когда Русская земля изнывала под бременем порабощения. Проявился он, как во времена хана Батыя, так и во времена царя Давыда. И это помогло спасти частичку Руси, и сохранить её до тех времён, когда Русь набрала силу и сбросила с себя иго порабощения. Так произошло с монголо-татарами, так случилось и с народом царя Давыда, растоптавшем Русскую землю, но не сумевшем всю её покорить.

Не позволили этого сделать, ни богатырь Суровец из Суздаля, ни русский князь Михайла Ефимонтьевич, ни славный город Китеж. В былине князь Михайла оставил подле себя Суровца Суздальца, дав ему возможность пировать на почётном богатырском месте. Вполне возможно, князь Михайла уже собирал войско из русских людей, для того, чтобы освободить Русь от захватчиков.

Князь Михайла мог стать прообразом царя Сварога (медведя — Михаила), освободившим половину Русской земли. А богатырь Суровец стал ближайшим помощником Сварога — Русом (богатырём Святогором), потому как СУР и РУС очень похожи друг на друга, смотря как читать.

Былины о богатыре Суровце смогли сохранить в себе память о тех давних и трагических временах, когда Русь нуждалась в защите и не могла её получить; силы имелись, но они были не равны. Один в поле не воин, есть такая поговорка, и она про богатыря Суровца Суздальца.

Авторы - Валерий и Ольга Салфетниковы

Валерий Салфетников

Полный текст былин находится по ссылкам ниже:

Суровец-суздалец

Суровец-Суздалец-2

Высота ли, высота поднебесная