Найти тему
Усталый пилот

Вот и не верь после этого в «летчицкие приметы». Не самый страшный, но всё таки отказ

Оглавление

Вообще полёты на потолок я не любил, натягивать этот ВКК (высотно-компенсирующий костюм), а особенно гермошлем с его резиновым воротником, под которым всё потеет при любой погоде. А особенно сейчас лететь, когда уже приехал «заменьщик» и завтра, в крайнем случае, послезавтра ты, вместе с семьёй отправишься на материк. Это ещё хуже, чем летать, когда уже взяты билеты в отпуск. Но куда деваться, если командир сказал лететь.

Отражение в зеркале

Я, сидя перед зеркалом, пока солдатик-высотник заправлял мне это кольцо с резиной под ВКК, к которому пристёгивается гермошлём, вспомнил, как также готовился к первому контрольному полёту на потолок в этой части. В то время был другой командир полка, и мне предстояло лететь с ним. Он был стопроцентный ПВО-шник и полёт на потолок для него был самым серьёзным заданием, так он к этому и относился. Также сидя перед зеркалом, он увидел надпись на этом кольце:

— Боец, а ты чего не мой ГШ мне одеваешь?

МиГ-23 (по кодификации НАТО: Flogger в переводе с англ. — «Бичеватель») — советский многоцелевой истребитель третьего поколения с верхним расположением крыла изменяемой стреловидности разработки ОКБ-155.
МиГ-23 (по кодификации НАТО: Flogger в переводе с англ. — «Бичеватель») — советский многоцелевой истребитель третьего поколения с верхним расположением крыла изменяемой стреловидности разработки ОКБ-155.
Гермошлем, ВКК и все «приспособы» к ним у каждого лётчика индивидуальны и подписаны, как, в принципе и всё в армии. Была даже такая присказка: «Солдат без бирки, как (запикано) без дырки». Вот он, увидев в зеркале подпись на этом «ошейнике», и наехал на солдатика. Тот с перепугу не знает что ответить, открывает рот, как рыба на берегу, а слова не выходят.

— Товарищ командир, это в зеркале наоборот отражается, — влез я с «поправкой», да ещё с улыбочкой. Невзлюбил меня после этого командир, я так думаю, не задалась у меня при нём служба.

Главный прибор — расходомер

Вспомнив этот давнишний эпизод, я немного повеселел. Облачившись во все «доспехи», как рыцарь перед турниром, вышел из «высотки». Там меня уже поджидал мой ведомый, облачённый в такие же «доспехи».

— Значит так, Орёл, всё делаешь по моей команде, особенно включение и выключение форсажа. На сверхзвуке близко не прижимайся, следи за остатком. Какой главный прибор на потолке?

— Расходомер, товарищ командир.

— Молодец, Орёл. Давай, по машинам…

Самолёты стояли рядом. Приняв доклад от техника, и осмотрев самолёт, я устроился в кабине, проверил особенно тщательно кислородное оборудование, обдув гермошлёма, посмотрел, что Орёл уже тоже в кабине и запросил запуск.

Взлетели парой, набрали высоту.

— 341, форсаж, крыло 72, начали разгон.

— 341, понял, выполняю

Смотрю по перископу, что ведомый на месте, контролирую работу двигателя на форсаже. Главное в этом деле вовремя выключить форсаж, при нормальном остатке топлива, чтобы хватило на посадку. Число М плавно подходит к двум, плавно перевожу в набор, ведомый на месте.

На МиГ-23С имеются 4 фюзеляжных бака и 6 крыльевых баков, с суммарной ёмкостью 4250 л. В дальнейшем топливная система самолёта менялась, в частности на ряде модификаций отсутствовал 4-й бак и количество крыльевых баков было уменьшено до 4 (на модификациях МЛ и МЛД заправка без ПТБ составляет 4200). Возможна подвеска 1—3 ПТБ: 1 подфюзеляжного ёмкостью 800 л, и 2 подкрыльевых по 480 л.
На МиГ-23С имеются 4 фюзеляжных бака и 6 крыльевых баков, с суммарной ёмкостью 4250 л. В дальнейшем топливная система самолёта менялась, в частности на ряде модификаций отсутствовал 4-й бак и количество крыльевых баков было уменьшено до 4 (на модификациях МЛ и МЛД заправка без ПТБ составляет 4200). Возможна подвеска 1—3 ПТБ: 1 подфюзеляжного ёмкостью 800 л, и 2 подкрыльевых по 480 л.

Высота начинает отматывать свои круги на высотомере, небо постепенно темнеет, превращаясь из голубого в тёмно-синее, яркое, приходится опускать светофильтр. Всё бы было прекрасно, можно было бы наслаждаться этим зрелищем, если бы не пот, стекающий с головы и скапливающийся в районе резинового клапана, обтягивающего шею.

Всегда было интересно, можно ли было бы захлебнуться в собственном поту, если бы полёт в стратосфере длился достаточно долго, до тех пор, когда уровень жидкости в гермошлеме достиг бы носа. Кстати носу тоже жарко от стекла гермошлема, которое обогревается, чтобы не запотевало.

Крыло состоит из центроплана, выполненного как одно целое с цельносварным силовым баком-отсеком № 2, и двух поворотных трапециевидных консолей. Изменение угла стреловидности консолей осуществляется в пределах 16°—72° (имеются три предустановленных положения: 16°, 45° и 72°, но в реальности они на 2° 40″ больше).
Крыло состоит из центроплана, выполненного как одно целое с цельносварным силовым баком-отсеком № 2, и двух поворотных трапециевидных консолей. Изменение угла стреловидности консолей осуществляется в пределах 16°—72° (имеются три предустановленных положения: 16°, 45° и 72°, но в реальности они на 2° 40″ больше).

Отказ

Впрочем, не время разводить философию. Высота 16 000, переводим в горизонт, остаток 1800, пора выключать форсаж.

— 341-й, выключаем форсаж, — перевожу РУД на минимальный форсаж, ведомый молчит. Мимо меня справа проскакивает МиГ с включённым форсажём.

341-й, выключаем форсаж, — кричу вдогонку, молчание.

Похоже у ведомого отказ радиосвязи. Пускаюсь вдогонку, форсаж он всё-таки отключил, идёт в горизонте, молодец. Выхожу справа, покачивая с крыла на крыло. Ага, ответил, пристраивается. Потихоньку снижаемся, вроде держится, ну и слава богу, дальше дело техники. Погода нормальная, зайдёт, Орёл, сядет.

«Воронок, 340, парой второй поворотный, 10 000, в расчётную»

— 340-й парой в расчётную, 2400.

— 340-й понял, выполняю.

Думаю, пока докладывать не стану, попробую завести на посадку, а там посмотрим. Держится нормально, значит всё в порядке.

— 340-й, парой в расчётной, 2400

— 340-й, роспуск в расчётной.

— «Воронок», 340-й разрешите роспуск над точкой, заход с круга.

РП сделал паузу, обычно такие просьбы лётчики просто так не делают, сам был лётчиком. Видимо понял, что что-то не так.

— Разрешаю, 340-й, только без глупостей.

— Понял, выполняю, 340-й, — наверное, подумал, что напоследок хочу на проходе покрасоваться, а тут другая забота. Снижаемся к дальнему приводу, видимость хорошая, уже видна посадочная полоса, высота 600, покачиваю с крыла на крыло, перевожу крыло в посадочное положение. Смотрю ведомый повторяет то же самое, понял значит. Выпускаю шасси, смотрю в перископ, у него тоже пошли. Теперь можно и распускаться…

— «Воронок-старт», 340-й парой на посадочном, удаление 10, роспуск, 341-му посадку.

— Поонял, 340-й, — протянул РП, и на всякий случай запросил, — 341-й…

Ведомый молчал.

— 340, роспуск, на третий, 341-му, посадку разрешаю.

Я вывел обороты на «максимал», перевёл самолёт в горизонт и правым пошёл на третий разворот.

 Отклоняемый на 20 градусов носок поворотной части крыла — четырёхсекционный. Секции связаны между собой тягами управления. Отклонение и уборка производятся от общей гидросистемы. Для исключения образования щели между носком и верхней поверхностью крыла служит козырёк из стали, по которому скользит профиль носка.
Отклоняемый на 20 градусов носок поворотной части крыла — четырёхсекционный. Секции связаны между собой тягами управления. Отклонение и уборка производятся от общей гидросистемы. Для исключения образования щели между носком и верхней поверхностью крыла служит козырёк из стали, по которому скользит профиль носка.

— Ну что, Орёл, «фишечка» разъединилась? — подошёл я к понуро сидящему в высотке лейтенанту.

— А вы откуда знаете? — удивился Орёл.

— Да уж знаю. А в этом «горшке» её из-под сиденья не вытащишь…

Следующая глава, ссылка внизу: 🔻

А вы верите в приметы и придерживались, когда летали. Пишите в комментариях...

-5