Найти в Дзене

Искупление огнем грехов...для безгрешных

Оглавление

Сегодня поговорим про песню "Искупление огнем" и про предысторию описанных событий. Совсем недавно на просторах интернета появился второй альбом исполнителя Radio Tapok "Эпоха Империй". Сам альбом - настоящий цельный металлический монолит с песнями на исторические темы. Все песни по своему очень крутые, по очереди поговорим про каждую из них.

Начнем с того, что именно эту песню Олег давал послушать на весенне-летних концертах в виде демки и именно про нее он немного рассказывал. Он говорил, что будет песня, посвященная огненному навязыванию христианства на Руси. Я-то думала, речь пойдет о смене язычества на новую веру в конце первого тысячелетия по нынешнему летоисчислению. Но я ошиблась. Я вслушалась в текст и поняла, что все еще серьезнее, чем просто принятие новой религии. Но теперь по порядку, о чем нам вещает Олег.

Вещий Олег

Вещий Олег под стенами Царьграда
Вещий Олег под стенами Царьграда

Дам немного предыстории, чтобы вы понимали что такое христианство и политика. Все помнят Вещего Олега, великого князя Киевского? Не дружил он с Византией (тогдашним мировым центром новой еврейской религии – христианства), которая пыталась продавить под себя полмира. Разумеется, Русь не покорялась. И пошел однажды Олег с дружиной великим военным походом на Царьград, дабы поставить это государство на место. Приплыли воинственные русы на своих ладьях к городу, а пролив византийцы затянули цепями. Олег-то опытный человек, знающий толк в кораблях. И поставили наши люди корабли на колеса и подкатили их к стенам Царьграда. Для северян это обычная практика – перетащить ладью между реками по суше. Но для южан это был шок, перепугались византийцы и решили устроить хитрость - напоить русов отравленным вином. Но Олегу явилось видение об этом накануне, и он вылил наземь всё вино. Вот тут-то Царьград понял, что русы пока им не по зубам. Я думаю, уже тогда Византия заточила на Русь зуб и решила отомстить и прогнуть под себя. В открытую не победишь славян, значит – хитростью.

Олег прибивает щит на врата Царьграда
Олег прибивает щит на врата Царьграда

Княгиня Ольга

Дочка Вещего Олега, княгиня Ольга, спустя годы потеряла своего горячо любимого мужа Игоря. Был он князем, ходил постоянно в военные походы. Племени древлян надоело платить дань князю, которого постоянно нет на месте, и они заманили его в ловушку, где предали жестокой смерти. Ольга не стерпела этого, проявила всю свою женскую хитрость и покарала целое огромное племя (целый народ иными словами). Женщина эта - одна из самых жестоких в истории человечества. Она проявляла недюжинный ум и хитрость вкупе в беспрецедентной жестокостью. Земли Руси залила кровь древлян, воздух пропитался дымом от сожжения их поселений и городов. Но Ольга быстро поняла, что малость перегнула палку и на мировой арене ее поймут неправильно. И тут Ольга отправляется на поклон ко второму мировому лидеру – Византии - и снова проявляет все прелести женской хитрости. Итог - она решает принять христианство в угоду политики. После этого она ходила проповедницей.

Пылающее поселение древлян
Пылающее поселение древлян

Князь Святослав

Ее сыночек, Святослав, не принял веру матушки, но уважал христианство и не обижал никого по религиозному признаку. Но он ходил в военные походы «отмстить…хазарам» (не неразумным, а весьма наглым). Вокруг южных границ Руси вырос великий Хазарский Каганат, который кошмарил южных славян и мешал своими набегами русам торговать с миром, да и вообще жить спокойно. Русы, конечно, наказывали хазар. Но Каганат не желал угомониться и обратился за помощью к Византии (помним про зуб на Русь у Царьграда?). Конечно,в помощи отказано не было. Святослава это не остановило, и в один великий поход он сумел полностью разгромить хазар, отобрать их земли себе и собрать вокруг себя массу союзников. Ну и заодно сходил войной на саму Византию. Кто разозлился, как думаете? Правильно, евреи в Царьграде. Русь показала свою непокорность и военную мощь. А византийцам отомстить-то ох как охота.

Князь Владимир Кровавый и крещение Руси

И тут на арену выходит сынок Святослава и внук Ольги - Владимир (который Красно Солнышко, и которого так постебали в мульт-эпопее про богатырей, показав его прогибание под Византию). Не знаю уж по какой причине, но он решает крестить всю страну. Оригинально: прадед бил Царьград, бабушка прогнулась (но в личных целях), отец разгромил одну из их провинций. Народу, привыкшему поклоняться понятному пантеону богов-символов всех сил природы, это крещение совершенно не нужно и не понятно. Представьте себе состояние народа, когда вдруг резко князь навязывает новую веру. Заметим, что летоисчисление на Руси велось не от иудейского бога Иешуа (Иегова?) и на Руси шел не 988 год. А примерно на 5,5 тысяч лет больше, эдак больше чем 6500 год. То есть понятно, что великому народу пытаются навязать какого-то иноземного бога с непонятными догмами и ритуалами. Разумеется, народ бунтует и не принимает это. Кто похитрее – для видимости принимают крещение, но остаются при своей вере. Таких меньше, большинство не желает лицемерить. Князь огнем и мечом навязывает христианство, уничтожая язычников и сжигая их поселения, но самое важное – сжигая деревянных идолов, кому поклонялись русичи. Великий урон понесла Русь: уничтожали языческих жриц и жрецов, ведьм и волхвов, носителей истинных знаний и мудрости. По некоторым данным, при крещении Русь потеряла три четверти своего населения, было сожжено подавляющее количество поселений и городов. Русь низвергли с мирового лидерства в пучину дремучести и безграмотности.

Церковная революция 17 века в России

Ладно, шли годы, религию навязали, сохранив частичку от языческих традиций. Ведь церковные праздники – на самом деле наложены на древние праздники русичей.

Принял народ христианство, подзабыл немного свою истинную историю. Но в 17 веке произошло очередное потрясение. Произошла великая церковная реформа. Патриарх всея Руси Никон решил сделаться политическим деятелем (читаем – прогнуться) и еще больше сблизиться с греческой православной церковью. Это должно было, по его расчетам, привести к полному слиянию всех славянских государств, включая Балканы, в одно. Половина государств была воцерковлена по канонам Руси, половина – по канонам Греции. И стала бы Русь величайшей державой… Что же мы видим? Правильно, то же самое примерно, что сделал Владимир. Что сотворил Никон в 1650-х годах? Казалось бы, пустяки: ведь он лишь немного подправить хотел традиции.

Изменения, которые принес Никон, и которые были отринуты приверженцами старой веры:

1. Заменить крещение себя с двух перстов на три.

2. Заменить земные поклоны на поклоны до пояса.

3. На службах петь «Аллилуйя» не два раза, а три.

4. Двигаться на служениях не по солнцу, а против него.

5. Писать Иисус вместо Исус.

6. Уничтожить все прежние богослужебные книги и иконы, созданные не по греческому образцу.

7. Заменить восьмигранный крест (где на большом кресте еще две перекладины) на обычный четырехгранный.

8. Добавить на крест распятие.

9. Запретить носить бороды, либо обкладывать бородачей налогом.

10. Признать тройственную природу Бога (Отец-Сын-Святой Дух) вместо дуальной природы Христа (Человек и Бог).

Протопоп Аввакум и боярыня Морозова

Люди не хотели принимать новые устои по нескольким соображениям. Во-первых, это все противоречило их истинной вере во Христа. Во-вторых, Греция тогда была под властью турок-мусульман, поэтому ее авторитет как религиозного лидера явно не внушал доверия. Опять начались волнения среди населения. Часть людей приняли новые устои (или сделали вид), часть – принципиально выступали против веяний Никона. Протопоп Аввакум, один из настоятелей Стрельницкого монастыря, был категорически против и подавал царю челобитные с просьбой отменить новые идеи во имя истинной веры. Разумеется, царь отклонил его просьбы и сослал Аввакума в ссылку. Но и оттуда протопоп не прекращал писать челобитные и взывать ко всем сильным и властьимущим. В ссылках его разжаловали и расстригли, переведя в мирянина. Спустя годы Аввакума с его последователями сожгли в избе («срубе»). Никона, кстати, через несколько лет судили за превышение своих полномочий и чрезмерную жестокость по отношению к непокорным. Но об этом ниже.

Протопоп Аввакум и сжигание в срубе
Протопоп Аввакум и сжигание в срубе

Знать разделилась на два лагеря – тех, кто принял реформу, и тех, кто не принял. Среди вторых была знаменитая боярыня Феодосия Морозова. Помним картину В.Сурикова, когда ее, закованную в цепи, везут в телеге? На картине она поднимает двоеперстие – знак старообрядцев. Она была ярым хранителем старой веры, покровительницей Аввакума и не отреклась от своей веры даже в тюрьме под пытками. Любопытно, что она была женой родственника царя и находилась под покровительством царицы. Сам Патриарх Всея Руси просил царя не трогать Феодосию, говоря, что она же – баба, значит не особо понимает, что творит. Не нужно к ней сурово относиться.

Боярыня Морозова показывает двоеперстие
Боярыня Морозова показывает двоеперстие

Поповцы и беспоповцы

Что с народом, который не принял новую веру? Люди подвергались жесточайшим гонениям. Бороды обкладывались непосильным налогом. Для начала их пытались переубедить, обратить в новые устои. Но гонения доходили до казней. Чтобы избежать этого всего, люди начали уходить в дальние края, в леса, в тайгу, в Сибирь, на север. Основывали общины, где придерживались прежней, старой веры. Эти люди получили название «староверы». Но и они разделились на два больших течения – поповцы и беспоповцы. Поповцы считали, что церковные обряды и таинства (а их семь в религии – крещение, миропомазание, покаяние, причащение, венчание, священство и соборование) могут совершать только священнослужители. В свои общины они принимали беглых священнослужителей, кто не отрекся от старой веры, но был подвергнут церковной анафеме (отлучение). В дальнейшем, через века, это ответвление будет основателем Российской Православной Старообрядческой Церкви, которая найдет распространение по всему миру. Представители поповцев до сих пор достаточно многочисленны и живут по всему миру. Но были и беспоповцы, которые не признавали священнослужителей вообще и из таинств оставили лишь крещение и покаяние. Были у них наставники, «учителя», которые обучали молодежь традициям старой веры. По сути, беспоповцы тоже произвели реформу старой веры, но по-своему.

Вдохновитель староверов - протопоп Аввакум
Вдохновитель староверов - протопоп Аввакум

Искупление огнем

В каждом из ответвлений были глубоко верующие, на грани фанатизма. Именно они проповедовали «очищение от скверны священным огнем». Они строили в своих общинах специальные «згорелые» дома, куда в нужный момент все дружно уходили и совершали массовое самосожжение. Какие такие моменты? Когда к ним приходили воинские отряды во главе с нововерным священником. Помним же про гонения на староверов? Эти самые преследователи были наделены властью уничтожать староверов. Доходило вплоть до того, что осенение крестным знамением тремя пальцами от нововерных священников считалось у староверов осенением печатью Сатаны, от которого поможет лишь священное пламя. И дабы не пасть жертвой новых антихристов (а именно так воспринимали нововеров), староверы сжигали себя священным огнем, веруя, что этим они очистятся от накопленных грехов и попадут прямой наводкой в рай. Очищение священным огнем берет свои истоки еще у язычников. Помните, прыжки через костер на Купалу (которые сохранились даже до наших дней)? Или же сожжение тел умерших людей у славян?

Староверы закрылись в згорелом доме от преследователей и сжигают себя
Староверы закрылись в згорелом доме от преследователей и сжигают себя

Кстати, последнее массовое самосожжение было в 1941 году, когда Антихрист-Гитлер напал на нашу страну.

Что же случилось дальше в 17 веке? На трон взошел Петр Первый, это событие ознаменовалось тремя Стрелецкими Бунтами. Недовольны были стрельцы новым царём, не хотели его на престол (мал был, взойти должен был его старший брат). Не хотели и новую религию. Хотели больше зарплату и выплат долгов по зарплате. Громили монастыри и храмы. Разумеется, особо отбитые старообрядцы помогали им в этом. Однако, не все стрелецкие полки были со старообрядцами на одной волне. А до бунтов и подавно, это все же были царские войска. Поэтому часть из них были на стороне старой веры, часть - на стороне новой. Весело, в общем, началось правление Петра Великого. А там скоро подтянулись события, о которых Олег нам спел в «Гвардии Петра» и «Гангут».

Анализ песни "Искупление огнем"

Это была довольно-таки краткая историческая справка о христианстве на Руси в целом и о событиях из песни в общем. Многие моменты мне пришлось либо вообще опустить, либо сократить и обобщить. Поговорим теперь немного о некоторых моментах из самой песни, которые могут вызвать вопросы.

Поехали по традиции по кусочкам.

Тьма явила нам свою ладонь,
Свет покинул божие места,
Где мы шли заветами Христа,
Данных отцами нам.

Здесь пока еще точно неясно, о чем речь, если слушать первый раз песню. Олег поет здесь именно про момент раскола Церкви на «нововеров» и «староверов».

Этой ночью снизойдет огонь,
В мир являя облики скита.
Свет молитвы скрепит два перста,
Озарив божий храм

Кусочек, посвященный самосожжению людей. Скит – не только привычная всем монашеская келья или жилище отшельника. Я думаю, под скитом здесь надо понимать тот самый «згорелый» дом, в котором староверы сжигали себя во имя своей веры. «Два перста» - истинный жест для осенения себя крестным знамением, характерная черта староверов.

Покаяние Никону нам мнимо.
Свет Аввакума ведет во тьме.
Истина та вера, что гонима,
Но спасение придет (Но спасение придет)
В благодатном огне!

Тут вроде все предельно понятно, когда уже знаешь историю описанных событий. Никону кланяться, естественно, никто не желал и считали его еретиком. Аввакум – хранитель истинной веры, на которую объявили гонения царским указом. И снова – тема самосожжения.

Свет его очистит тело от скверны,
Пламя сбросит цепи бренных оков.
Время провести молитвы сквозь тернии.
Время искупления наших грехов.

Надеюсь, тут комментарии излишни. Сожжение себя в огне – прямая дорога души в рай через муки бренного тела.

Покрывая лики грешных лиц,
Гнойных ран антихриста плетей.
Храм воглубь сокрыл своих детей
Взору стрелецких стай.

Кусочек посложнее. Первая строчка, по моему мнению, говорит о переписывании прежних икон на новые. Вторая строчка - о телесных наказаниях староверов, которым их подвергали гонители-«антихристы». В числе наказаний фигурировали также удары хлыстом и плетьми. Третья строчка – староверы сумели спрятаться от преследователей в своем храме. Четвертая строчка – помним же о взаимопомощи бунтующих стрелков и староверов? Однако, именно здесь речь идет о тех стрелецких войсках, которые на стороне царя и исполняют его приказ, преследуя старообрядцев. От дружественных воинов навряд ли нужно прятаться, да и вряд ли союзников назовут "стаей". Стая - это о волках, о бродячих псах, о чем-то недружелюбном и злом. Точно не о друзьях.

Отрекая смрад сырых темниц,
Треск костров и виселиц петель,
Мы избрали огненну купель
И вознесенье в рай!

Тут всё предельно просто. Староверов пытались выловить и предать наказанию: кинуть в сырые «смрадные» темницы, а потом повесить. Либо загнать в избы и сжечь насильно. Насильственное сжигание, как и любой другой вид казни, были неприемлемы и не открывали врата в рай. Лишь самосожжение вело к искуплению души.

Неправильное изображение казни протопопа Аввакума
Неправильное изображение казни протопопа Аввакума

Что еще хотелось бы отметить?

Мне очень нравится текст. Он построен в достаточно высоком стиле благодаря подбору высокопарных слов с оттенком старины (мнимо, скверна, благодатный, искупление, гонима, тернии, смрад, перст, лик, огненна купель, вознесенье) и конструкций фраз (нарушение привычного порядка слов). В обычной жизни вряд ли мы будем выражать наши мысли подобным образом. Ну, а если начнем это делать, то прослывем пафосными чудиками.

Надеюсь, теперь вам тоже стало намного понятнее, о чем нам говорит Олег столь пронзительно. Он затронул очень важный пласт в истории Руси и России – роль христианства в социальной и политической сфере жизни народа. За это Тапочку огромное спасибо! На уроках истории очень мало внимания уделяют роли Церкви в жизни общества, и навряд ли будут говорить о том, что религия не имеет практически ничего общего с верой. Религия – это чистой воды политика и очень эффективный способ управлять народом. Не согласен с религиозными тендециями своего правителя? Значит, будешь предан смерти, либо будешь тотальным изгоем общества. Что было тысячу лет назад, что было 350 лет назад… У меня песня и музыка вызывают восторг, один из фаворитов на альбоме. Песня сложная, очень красивая и важная для глубокого понимания истории нашей страны.

Поговорим о Ермаке?

Сравним с клипом о Ермаке?

Присоединяйтесь к нашему уютному клубу фанатов Олега!