Еще до своей премьеры в СНГ недавно появившаяся кинокартина "Барби" вызвала больший ажиотаж, чем 2 года назад "Игра в кальмара": все скупают розовые вещи, вспоминают детство, и конечно же ждут похода в кинотеатр.
Несмотря на то, что в детстве мне нравилась играть с поразительно похожими на людей куклами, разговоры о картине не вызывают у меня столь бурной реакции, как у моих сверстниц. Возможно потому, что моя игра в Барби была нетипичной: мои куклы ходили в церковь, жили на городской окраине в панельной хрущевке и воспитывали четверых детей. Импортный Кен с пахнущей кокосовым лаком укладкой работал слесарем на машиностроительном заводе, а мать семейства постоянно приглашала в гости своих сестер - тоже кукол-барби, но им с мужьями повезло меньше. У одной был плюшевый кот, а у другой - наспех сшитый из тряпок прототип одного музыканта. По сюжету игры он по большой любви приехал на родину к любимой и променял славу и деньги на жизнь в двухэтажной хрущевке в поселке городского типа.
В играх, хотя не понимала этого на данный момент, я обыгрывала реальность, где несмотря на неэстетичность бытия герои были счастливы. Это не очень вяжется с сюжетом фильма, который полюбили в основном за философию красивой самореализации.
История разворачивается в выдуманном Барбиленде, где всем рулят женщины, а мужчины выполняют развлекательную и декоративную функцию. Завязка начинается на одной из вечеринок, где стереотипная Барби заводит разговор о смерти. Желая получить ответ на экзистенциальный вопрос, кукла отправляется в реальный мир, в котором быстро находит разочарование. Сюжет пересказывать не буду, фильм я не смотрела. Согласно отзывам, кинокартина - о победе феминизма, равноправия и так далее.
Однако будем честны, даже у тех, кто не смотрел кино, глаза горят не от патетики, а от визуала, от картинки красивой жизни, к которой так хотят прийти те, кто ностальгирует по временам детства. А уже идея равноправия гладко наложится на потребность "почувствовать себя деффочкой". Тем самым сформируется новая, метапотребность "быть принцессой без особых усилий, как в Барбиленде". Ведь за демонстрацией победившего матриархата создатели кинокартины оставляют за кадром труд, выгорание и депрессию, тонко намекая, что в таких "идеальных условиях" в голове могут зародится вопросы о смерти.
Итак, для чего же нужно формирование потребности "быть вечной девочкой, которая все же за равноправие"? В первую очередь для создания собственно прослойки "вечных девочек", поскольку именно они являются идеальными потребителями. Идеальный потребитель - существо с вечным душевным вакуумом, который закрывается шопингом, путешествиями и позицией "в меня должны вкладываться". Ведь неспроста даже коучи и психологи радостно подхватили идею "вечной Барби" еще до того, как это было мейнстримом. Они выстраивают целые теории, издают многомиллионные тиражи, мусоля следующую идею: если девушка найдет себе в лице мужчины вторую маму, которая будет готовить, везде возить, везде договариваться, кормить, покупать одежду, тянуть весь быт и при этом обеспечивать, то будет такая девочка счастлива. Чем не Барбиленд?
Правда, у героини реального "Барбиленда", если уж спроецировать его на наши реалии, где вдруг стало бы все включено, у героини не возникнет экзистенциальных мыслей. И тем более не возникнет намерения какой-то самореализации. Она просто превратится в несчастную вечную девочку, у которой вроде бы все есть, но чего-то не хватает. Которая выпивает, ходит по клубам,меняет шмотки и партнёров, хвастается в инстаграме тем,чего нет и ищет того, кто потянет её запросы. По сути,мы и живём в Барбиленде, поэтому тема эта очень близка и фильм зашёл на ура.
Что же за пределами кукольного мира? Свобода выбирать и нести ответственность за свою жизнь. Зрелое принятие того,что никто тебе ничего не должен.
Фото тоже мои