Найти в Дзене
ШЕСТЬ ОКЕАНОВ

Бывший резчик свеклы и тракторист придумал ядерную торпеду

Николай Леонидович Духов входит в плеяду талантливейших личностей советской военной техники и науки. Он работал в творческом союзе с В.И. Челомеем, А.И. Микояном, С.П. Королёвым. Благодаря ему, как указывается в ряде источников, в нашей стране было создано три поколения блоков автоматики, первое поколение ядерных боеприпасов для семнадцати носителей баллистических и крылатых ракет. В том числе и для первой ядерной торпеды Т-5, которая была впервые испытана на Новоземельском полигоне в губе Чёрной.

Конструктор Николай Духов и торпеда Т-5
Конструктор Николай Духов и торпеда Т-5

В апреле 1954 года Советский Союз уже обладал ядерным оружием. Это были образцы так называемых авиационных атомных бомб. Причём, малого, среднего и крупного калибров. Но все они являлись, прежде всего, оружием ударной стратегической авиации. На практике же требовались ещё и экземпляры, если так можно выразиться – морского образца, прежде всего – для подводных лодок, которые могли укрываться от противника под водой.

Естественно, что по своим габаритам морские образцы обязаны были уступать авиационным атомным бомбам. У тех же американцев, например, первая американская атомная бомба, в шутку прозванная «Толстяком», имела диаметр полтора метра, а размер их первой торпеды получался в три раза меньше. В этом состояла первая сложность конструкционного перехода от авиационного атомного варианта к морскому – торпеды должны были помещаться в стеснённых условиях подводных лодок.

Первые атомные авиабомбы, предназначенные для стратегических бомбардировщиков, имели довольно внушительные габариты
Первые атомные авиабомбы, предназначенные для стратегических бомбардировщиков, имели довольно внушительные габариты

Первыми за работу взялись советские конструкторы под руководством В.И. Алфёрова. Сначала они предложили увеличить размеры торпед, но им сразу и резко возражали моряки, привыкшие к флотским стандартам данного оружия. В результате при первых обсуждениях появились сразу два варианта торпед с ядерной боеголовкой. «Алфёровский» снаряд получался калибром 1550 мм, весом около 40 тонн и длиной за 23 метра. Сравните со «стандартной» морской торпедой – калибр 533 мм, вес – около 2-3 тонн и длина – порядка 8 метров.

Второй вопрос, который предстояло решать – какой должна стать новая торпеда: электрическая с аппаратурой самонаведения или прямоидущая парогазовая и дальноходная? Спорили довольно долго. В конце концов, моряки переубедили конструкторов.

Морская торпеда тоже должна была иметь строго допустимые габариты
Морская торпеда тоже должна была иметь строго допустимые габариты

Главным конструктором новой «ядерной» ракеты под шифром Т-5 стал Г.И. Портнов. Он предложил малогабаритный ядерный заряд – РДС. Такой первоначально разрабатывался коллективом КБ-11 под руководством Ю.Б. Харитона. Авторами технической разработки ядерного боевого зарядного отделения (ЯБЗО) стали Е.И. Забабахин и М.Н. Нечаев, конструкторскую часть её на себя взял В.Ф. Гречишников. Главным же конструктором всего проекта назначили уже трижды Героя Социалистического Труда Н.Л. Духова.

Николай Леонидович Духов может служить ярким примером, какие талантливые неординарные личности привлекались для создания первых образцов советского ядерного оружия. Какие творцы передовой научной мысли рождались в среде вчерашней крестьянской «лапотной» России.

Конструктор первой советской атомной торпеды Николай Духов
Конструктор первой советской атомной торпеды Николай Духов

Его биография. Родился в 1904 году на Украине, в семье армейского врача. Учился в сельской школе, а позднее в мужской гимназии, где уже тогда проявились его задатки в изучении иностранных языков. Николай Леонидович свободно владел английским, французским и немецким. Школу закончил в 1920-м. Был секретарём сельского комитета бедноты, агентом продотряда, заведовал районной избой–читальней и загсом, работал в райземлесе и даже резчиком свеклы на местном сахарном заводе.

В 1926 году по направлению заводского комсомольского собрания Духову вручили путёвку на рабфак Харьковского геодезического и землеустроительного института, после чего его рекомендовали для поступления «без испытания» на механический факультет Ленинградского политехнического института (на кафедру «Автомобили и тракторы»).

Советский легковой автомобиль марки «Ленинград-1»
Советский легковой автомобиль марки «Ленинград-1»

Трудовую биографию Духов начинал на ленинградском «Красном путиловце». Здесь он вырос до главного конструктора и лично участвовал в создании первого советского легкового автомобиля «Ленинград-1», занимался конструированием приспособлений для массового советского трактора «Универсал», а также популярного в своё время танка Т-28. А затем он и сам предложил свой собственный проект знаменитого впоследствии танка – КВ-1 «Клим Ворошилов». А далее прославленный инженер вообще возглавил всё танковое производство на Челябинском заводе во время войны. После же войны он продолжил свою деятельность в создании военной бронетехники и тракторов.

Юлий Борисович Харитон – главный конструктор КБ-11 в Арзамасе
Юлий Борисович Харитон – главный конструктор КБ-11 в Арзамасе

И всё же, как ни посмотри, а все эти детища Николая Леонидовича до поры до времени не имели никакого отношения к морской тематике. И всё-таки организационный талант харьковского самородка заметили ядерщики и в 1948-м его назначили заместителем знаменитого Ю.Б. Харитона – главного конструктора КБ-11 в Арзамасе. Так началась работа Духова в ядерной энергетике!

Он занимался конструкцией первого плутониевого заряда, а затем первыми конструкциями атомных и водородных бомб. И здесь он отличился! Его назначили руководителем филиала № 1 конструкторского бюро, которое разрабатывало сложнейшие ядерные боеприпасы для стратегических и тактических комплексов. Собственно этим Николай Леонидович и занимался этим ответственным делом вплоть до своей внезапной кончины в 1964 году.

Первая советская ядерная торпеда испытывалась на живописном и пресноводном озере Иссык-Куль в Киргизии
Первая советская ядерная торпеда испытывалась на живописном и пресноводном озере Иссык-Куль в Киргизии

В заключении надо сказать, что торпеда Т-5 прошла ходовые испытания на полигоне киргизского… озера Иссык-Куль. Испытатели произвели полтора десятка запусков, и хотя четыре из них оказались неудачными, главные параметры торпеды разработчиков удовлетворили, и они уже продолжили эксперимент на Ладожском озере. И каждый новый раз торпеду Т-5 конструкторы дополняли новыми усовершенствованиями. В итоге к моменту, когда смертоносный снаряд оказался для испытаний на Новой Земле, его мощность смогли увеличить в три раза.

Подписывайтесь на наш канал, чтобы не пропустить интересные истории, а так же оставляйте свои впечатления в комментариях.