Найти тему
Читает Шафферт

Четвёртый роман про Корморана Страйка: дальнейшее расширение вселенной

Рассуждаю о романе Роберта Гэлбрейта "Смертельная белизна", который вышел в 2018 году на английском языке, а в 2019 был переведен на русский.

Поклонники цикла детективных романов Роберта Гэлбрейта про Страйка и Робин затаили дыхание и ждут седьмую книгу, которая называется "The Running Grave". Роман выйдет в продажу в конце сентября и будет рассказывать о расследовании внутри некоего религиозного культа, в котором увяз сын нового клиента Страйка и Робин. Робин опять предстоит работа под прикрытием и угроза для жизни. Многие гадали, будет ли седьмая книга еще толще, чем предыдущие? Так вот, нет. В англоязычном варианте издания 960 страниц (для сравнения, предыдущая "The Ink Black Heart" насчитывает 1024 страницы, а в пятой части - 940 страниц).

Обложка седьмой книги про Страйка и Робин
Обложка седьмой книги про Страйка и Робин

Сейчас я прочитала 5 книг серии, на очереди шестая, которая не издавалась на русском языке, зато я нашла ее на английском. Честно говоря, очень хочется поскорее приступить к ее чтению, но мои читательские планы напоминают метро в час пик. При этом люди-книги в этом вагоне не стоят спокойно, а носятся, толкаются, постоянно вступают друг с другом в диалог и временами покидают вагон с криками и проклятиями. Другими словами, вот прочитаю десяток уже начатых и запланированных к прочтению книг - и сразу возьмусь за "Чернильно-чёрное сердце". А пока давайте напишу пару слов про четвёртую книгу цикла, которая называется "Смертельная белизна", чтобы зафиксировать впечатления.

Обложка романа. Роберт Гэлбрейт. Смертельная белизна. М.: Иностранка, 2019. Перевод с английского Е. Петровой.
Обложка романа. Роберт Гэлбрейт. Смертельная белизна. М.: Иностранка, 2019. Перевод с английского Е. Петровой.

В этой книге Страйк и Робин расследуют два дела.

Сначала к ним в офис приходит молодой человек Билл с психическим заболеванием, который рассказывает Страйку, будто в возрасте трех лет он видел убийство ребёнка.

Затем к Страйку за помощью обращается аристократ, министр британского правительства Джаспер Чизвелл, которого шантажируют.

Билл просит Страйка выяснить, что тогда произошло на самом деле, избавить его от постоянных мучительных воспоминаний, в которых он сам не уверен. Чизвелл просит Страйка найти компромат на шантажистов.
Детективы приступают к расследованию и обнаруживают, что два дела связаны друг с другом. Более того, вскоре они осложняются третьим - убийством!

С каждой следующей книгой цикла истории про Страйка и Робин как бы масштабируются, и речь не только о том, что объем каждой следующей книги больше, чем предыдущей. И не о том, что в детективном агентстве появились новые сотрудники, помимо Страйка и Робин, которые тоже выполняют свою часть следственной работы. Из эклектичного романа, который объединяет в себе детектив и производственный роман, объединенный сериальной рамкой личной жизни Страйка и Робин, он вырастает в своего рода "энциклопедию современной британской жизни".

В этом есть свои плюсы и минусы. Плюсы порадуют поклонников социальных романов и тех, кто интересуется Великобританией: Роулинг мастерски фокусируется на социальных проблемах, ярко описывает быт и характеры разных социальных слоев в Лондоне и в регионах Великобритании (тут читатель в очередной раз убедится, что никакого единого монолитного "Запад" нет, они даже внутри одной Великобритании толком не уверены, что относятся к одному и тому же народу), транслирует максимы и противоречия современной этики, делится особенностями повседневной культуры. Что до минусов, то они расстроят поклонников детективов. Потому что в этом детективном романе довольно мало собственно детектива, а часть расследования и рассуждений главного сыщика (а это по-прежнему Страйк, хотя и Робин работает все лучше) по-прежнему происходит где-то в голове Страйка и разъясняется лишь в самом конце.

Что же, зато мы узнаем много интересного о современной Великобритании! Например, заглянем к современным "левым" и увидим, как устроено социалистическое движение, чем оно руководствуется и как мотивирует к участию (с точки зрения Роулинг, конечно). Еще побываем в британском парламенте и узнаем подробности работы британского правительства. Немного окунемся в трудности содержания и разведения породистых лошадей. Наконец, полюбуемся (а скорее ужаснёмся) на нравы аристократов, обедневших, но не утративших влияния.

Также развиваются личные истории Страйка и Робин, первый вновь сталкивается с той самой Шарлоттой, а Робин, которая в предыдущих книгах успела выйти замуж за бухгалтера Мэтью, в этой книге думает о дальнейшей судьбе их брака.

Ну и в заключение не могу не сказать о том, что перед нами не только сюжетный текст, но и литературное произведение. Да, очень понятное по форме, но не лишённое изящества. Так, Роулинг, как и в других книгах этого цикла, зашивает дополнительный метатекст в эпиграфах, которых много и которые отсылают к одному и тому же, совершенно конкретному тексту - пьесе датского драматурга Генрика Ибсена "Росмерсхольм". Из чтения краткого содержания пьесы видно, что в ее сюжете и сюжете "Смертельной белизны" есть общие мотивы, но, думаю, не только в них дело. Это момент, в котором нужно разбираться дополнительно, но сейчас мне пока совершенно недосуг копаться в хитросплетениях "Росмерсхольма" и интертекстуальных связях. Сделаю это как-нибудь потом, а сейчас написала просто чтобы в очередной раз подчеркнуть: Роулинг - не просто серийные детективы сочиняет, а художественную литературу. И делает это хорошо, пусть и под псевдонимом.

***

Мои предыдущие материалы про цикл Роберта Гэлбрейта о Страйке и Робин:

***

Что вы думаете о цикле про Страйка и Робин? Понравилась ли вам четвертая книга?