Цикл Роберта Гэлбрейта (Джоан Роулинг) "Корморан Страйк" сегодня состоит из шести книг, и автор продолжает работать над продолжением. Я дочитала третью книгу цикла и рассказываю, почему с каждой следующей частью серия нравится мне все больше.
- Ты нервничаешь.
- Да, черт возьми, Робин, я нервничаю. - Он достал из кармана пачку сигарет, хотя до метро было два шага. - Нам, видишь ли, прислали отрезанную ногу.
Третья часть называется "На службе зла", и в ней детективное агентство Корморана Страйка и его помощницы Робин Эллакот подвергается очередному удару: Робин по почте присылают отрезанную ногу. Девушка в ужасе, а еще история становится известной СМИ, из-за чего детективное агентство вновь оказывается на грани банкротства. Теперь Страйку нужно во что бы то ни стало раскрыть это дело. Во-первых, чтобы обезопасить Робин. Во-вторых, чтобы спасти свой бизнес.
В рецензиях на предыдущие две части я уже выделила характерные черты этого детективного цикла. Напомню, что в каждой книге цикла "Корморан Страйк" мы заметим вот что:
- серьезное преступление и его расследование. Оно выстроено не так, как в хонкаку-детективах, то есть автор не дает читателю и сыщику равный набор ключей. Сыщик в этой книге осведомлен больше, чем читатель, и о каких-то обстоятельствах читатель узнает пост-фактум, уже тогда, когда сыщик объясняет, как он пришел к разгадке.
- элементы производственного романа. В каждой книге автор раскрывает внутреннюю кухню какой-нибудь важной для современного западного общества индустрии. Важно отметить, что здесь мы не столько наблюдаем, как и что работает, сколько акцентируемся на недостатках. Автор обличает индустрию и ее профессионалов за какие-то устоявшиеся недостатки, коррупцию. В первой книге это была индустрия моды, во второй - книгоиздание, третья отведена судебным институциям: суду, адвокатуре и пр. в Великобритании.
- персонажи Робин и Страйк, развитие их личностей и с каждой книгой мы наблюдаем новый виток отношений между ними. В третьей книге можно сказать, что Страйк отошел на второй план, зато читатель куда больше узнает о Робин. Через травмы ее прошлого автор наконец-то объясняет читателю, почему она пришла в детективное агентство, почему ей так важно раскрывать преступления и добиваться справедливости и, самое главное, почему она вообще собирается замуж за этого неприятного Мэтью, который категорически неспособен оценить ее по достоинству.
Пожалуй, добавлю к этим трем еще одну характеристику:
- социальная проблематика. Автор не просто сочиняет увлекательную историю о преступлении и его расследовании. Гэлбрейт говорит о современном британском обществе, в котором есть пропасть между богатыми и бедными, есть уязвимые категории, бедные, зависимые, сидящие на мизерных пособиях. В каждой книге есть масса второстепенных персонажей, о которых сообщается больше, чем нужно для расследования. А все это зачем? Чтобы нарисовать объемную достоверную картину социума и его типичных представителей. "Случайная вакансия" была не случайным эпизодом в творчестве Роулинг, это ведь тоже история о социальной несправедливости. Как и Гарри Поттер. И серия про Страйка.
Есть в этой серии и менее, на мой взгляд, важные характерные черты, которые, тем не менее, позволяют проложить мостик между Страйком и прошлым популярным циклом Роулинг про Гарри Поттера:
- Частное детективное агентство и весь бизнес Страйка в ходе сюжета оказывается на грани краха, зато в конце они вновь герои дня, как в "Гарри Поттере";
- Журналисты - по-прежнему "плохие парни", это тоже мы помним по "Гарри Поттеру".
Что мне больше всего понравилось в третьей книге?
Самое лучшее в историях про Корморана Страйка - это то, как автор усложняет каждую следующую книгу, добавляя в нее новые голоса.
В первых книгах рассказ шёл от третьего лица: автор рассказывал нам, что делает и думает Страйк, что делает и думает Робин и немного про второстепенных персонажей. Действие происходит в настоящем, но время от времени включается также фактор прошлого.
Во второй книге фактор прошлого усиливается.
В третьей он становится еще более явным плюс добавляется новый повествователь: часть книги написана от лица нераскрытого пока еще преступника. То есть мы наблюдаем панорамную картинку: с одной стороны, смотрим, как сыщики раскрывают преступление, с другой, наблюдаем, как преступник это самое преступление готовит и осуществляет, с третьей, смотрим, с чего все это начиналось для каждого из действующих лиц.
Все это дополнено сложным паратекстом, выстроенным из цитат и отсылок, помещенных в основном в эпиграфах. В "Шелкопряде" мы окунулись в елизаветинскую драму, все эпиграфы подчеркивали ключевой мотив мести и общую "литературную" тему. Здесь же автор представила нам множество цитат из песен, так что по книге можно составить обширный плейлист, и эти цитаты тоже задают общие смыслы. В конце книги представлен перечень музыкальных композиций, упомянутых в книге, который занимает целых четыре страницы. Это дополнительный текст, без которого мы не поймём всю глубину авторского замысла.
Ничего особенно полезного, но мы хотим узнать, встречались ли они… ну, как говорится, в реале, – сказал Уордл.
Странно, подумал Страйк, как эта фраза – в детстве употребляемая, чтобы различать волшебный мир игры и скучный взрослый мир фактов, – теперь обозначает жизнь, которую человек ведет за пределами интернета.
Также в третьей книге автор еще шире и разнообразнее разворачивает панораму Лондона и читатель вместе с героями гуляет по барам, магазинам, улицам, видит разницу между районами города, заглядывает в захолустье. Также отметим, что у этой книги есть довольно четкая хронологическая привязка: пока Страйк и Робин пытаются выяснить, кто же прислал в агентство посылку с ногой, в Великобритании готовятся к свадьбе принца Уильяма и Кейт Миддлтон, а в одном из эпизодов герои смотрят в прямом эфире, как проходит эта самая свадьба. Королевская свадьба тематически перекликается с историей Робин, усиливая ее.
Кто не заглядывал в городское чрево, тому не понять, что Лондон — это особый мир. Его можно презирать как средоточие власти и денег, недоступных другим британским городам, но надо сознавать, что нищета имеет здесь особый привкус, что здесь все имеет высокую цену, что непреодолимая пропасть между теми, кто преуспел, и всеми остальными здесь болезненно режет глаз.
В ходе расследования Страйку предстоит окунуться в свое военное прошлое, все подозреваемые - бывшие военные, каждый из них совершил страшные преступления. Однако они не понесли заслуженного наказания или были наказаны частично, а все благодаря своим искусным адвокатам и лазейкам в системе правосудия. В некоторых случаях было чудом, что не наказали самого Страйка, который старался изо всех сил доказать вину каждого из преступников! Во время чтения я не раз вспоминала фильм "Адвокат дьявола", там правда речь шла о судебной системе США, но, тем не менее, показалось, что параллели вполне допустимы. Мы читаем множество воспоминаний Страйка о проходивших судебных процессах, их дополняют воспоминания Робин об ее опыте участия в расследовании в качестве пострадавшей и после - в зале суда. И каждый раз это картины, которые заставляют задаться вопросами к эффективности подобного правосудия. К эффективности системы, которая должна обеспечивать социальную справедливость.
Страйк знал, что насильники и убийцы чаще всего – не чужаки в масках, караулящие в темноте под лестницей. Обычно это отец, муж, сожитель матери или сестры...
Теперь мне интересно, не выльется ли эта усложняющаяся с каждой книгой многомерность повествования в громоздкость? Получится ли у автора удержать баланс между динамикой в решении детективной загадки и решением всех остальных художественных задач, которые она ставит перед текстом? В конце концов, уже сейчас множество читателей сетуют на то, что они бы почитали просто детектив, а не вот это обилие социально-политической драмы с примесью детектива. Впрочем, я не из этих читателей, так что в ближайшее время планирую читать четвертую книгу цикла.
Кстати, я по-прежнему не посмотрела сериал "Страйка", некогда было.
***
Отзывы на предыдущие части цикла:
***
Обратила внимание на то, что на этой, третьей книге, для меня "Страйк и Робин" все чаще стало звучать как "Робин и Страйк". А у вас как?