Найти в Дзене

Романы и рассказы: где брать и как строить сюжеты

Оглавление

Я специально сразу обозначила в одной статье два вида произведений – романы и рассказы, ведь структура создания их сюжетов абсолютно разная. А потому полезно отметить общее и различия. Роман похож на огромное дерево с разветвленной структурой корней (предполагаемых событий до начала истории) и пышной листвой – текущими событиями! Ну а рассказ часто выглядит саженцем с голым стволом и несколькими веточками. И, выходя из метафоры с деревьями, скажем просто, что

– романы имеют большой объем, несколько значимых героев и несколько линий сюжета;

– рассказы невелики и ограничиваются, как правило, историей с одним заметным героем.

Сюжеты для романов

Толстая книга. Фото с сайта foto-na-telefon.ru
Толстая книга. Фото с сайта foto-na-telefon.ru

Обозначение романа как толстой книги с множеством героев и сюжетных линий – это характеристика для читателей. Для писателей на первый план выходят идея и тема романа. Именно из них вырисовывается и ствол романа – главная линия, и листва – сопутствующие события. Тема романа представляется той почвой, на которой произрастает идея.

– о любви;

– о борьбе добра и зла;

– о дружбе;

– о патриотизме;

– о воспитании характера.

Когда мы добавляем к теме свое отношение, то тема перетекает в идею:

– свободная любовь или любовь в браке;

– конкретика зла в нашем понимании;

– обстоятельства и место дружбы в жизни;

– уточнение объекта патриотизма;

– воспитание определенной устремленности в человеке.

Идея обычно не высасывается из пальца, а подсказывается жизнью. Она возникает во время каких-то событий в частной или в общественной жизни, которые затрагивают нашу внутреннюю суть, а то и ломают нашу жизнь или жизнь дорогих нам людей.

Например, в моем самом, на первый взгляд, легкомысленном романе «Жена, любовница, подруга» проводится идея «упущенных возможностей». Какие-то мимолетные мысли, чувства, которые мелькают в нашей жизни с условным «если бы», в этом романе реализуются как события. Не удивительно, что с одним героем не показать масштабно все эти зигзаги «если бы», поэтому у меня три основных героини, истории которых чудесным образом перекликаются. У одной героини личная жизнь выходит на первое место, у другой – события, связанные с профессией, у третьей женщины – нагромождение как бы случайностей, за которыми просматривается закономерность.

И важная для романа особенность его многомерность!

Идея в романе обычно разворачивается объемно, как в 3Д изображении. Допустим, мы хотим показать, как совершенное единственным героем зло осложняет его дальнейшую жизнь. Это зло можно вложить и в романтические отношения, и в детективную линию, и даже в мистическую составляющую. То есть одновременно у героя могут возникнуть сложности и в личной жизни, и что-то в связи с криминалом, и одновременно с происходящими вокруг сакральными событиями. На широком поле романа для всего найдется место!

Здесь напомню, что развитие каждой линии (даже если их, как в нашем примере – три) развивается по законам драматургии и основано на конфликтах. Как известно, каждый конфликт раскладывается на пять пунктов:

1. Экспозиция.
2. Завязка.
3. Перипетии (развитие действия).
4. Кульминация.
5. Развязка.

При раскрытии идеи с помощью нескольких линий получается такое многоголосое произведение. В одной и той же главе героиня могла поссорится с другом (лирика) и на нее напасть в подворотне (детектив). В другой главе – она близка к расставанию и одновременно остается без денег или попадает в больницу. И параллельно (третья линия) будет меняться погода, наплывать тучи, намекая на сакральность происходящего.

Подробнее о моделировании конфликта в книге в статье Конфликт как основа сюжета | Писателю на заметку! | Дзен (dzen.ru)

Сюжеты для рассказов

Фото с сайта mixyfotos.ru
Фото с сайта mixyfotos.ru

Сюжеты для рассказов чаще подкидывает жизнь. С вами что-то произошло, что запомнилось, и из этой истории часто удается выстроить рассказ: придумать нечто эффектное, убрать что-то слишком очевидное. Поездка, пребывание в больнице, поступление в институт, встреча с родственниками, необычная находка – все может стать темой рассказа. Идея, вплетенная в тему, может приподнять рассказ до настоящего и ценного произведения, хотя можно обойтись и легким юмористическим рассказом-сценкой, не замахиваясь на глобальные идеи!

Хотя рассказ тоже можно выстраивать по основному закону развития сюжета (см. выше): завязка–перипетии–кульминация–развязка, но порой достаточно упростить историю до чередования двух знаков. То есть чередовать надежду героя на выигрыш и его «обломы» или мешающие обстоятельства. Своеобразные качели на простой доске: взлетел с надеждой – упал, разочаровался!

Здесь я тоже отослала бы вас к своей давней статье, показывающей на примере героя-участника Олимпийских играх такое чередование. Хотя простые качели (плюсы и минусы) событий лучше использовать для рассказов, но в примере показано, как иногда писатель может замахнуться и на роман План автора и планы героя | Писателю на заметку! | Дзен (dzen.ru)

Для рассказа также важны подробности, которые в романах мы обычно опускаем. Можно показать крупным планом, как выглядел герой, где происходило действие, что он думал, о чем мечтал. Его чувства и мысли могут быть важны как в период, когда герой окрылен надеждой, так и в расстройстве, когда с ним произошел облом. Рассказ, как правило, имеет более интимную, личностную интонацию!