Найти в Дзене
ГидроПрепод

Краш-тесты самолетов (crash test). Langley IDRF.

День добрый! Сегодня поговорим о наиболее дорогом натурном методе испытания авиатехники, в прямом смысле разбивании полноразмерных моделей о матушку Землю (аналог краш-теста автомобилей), но начнем с самого начала - 1960-е годы, времена лунной гонки США и СССР.

Программа США по запуску первого человека на Луну проводилась с размахом, это тот редкий случай, когда обе страны не экономили на ученых. Часть этой программы называлась LLRF - Lunar Landing Research Facility. По-русски говоря - прилунение. Как будет возможно посадить груду метала при полете на другое космическое тело, не знал в принципе никто. Компьютерная эра с появлением нормальных вычислительных мощностей начнется немного позже, хотя да, UNIVAC, UNIAC, Mark 1 и ЭВМ М-1 уже были, но толку от них было мало. Поэтому все испытания, что первичные, что тестовые нужно было проводить в натуре. Для реализации этой системы и был построен масштабный стенд под названием Impact Dynamics Research Facility (IDRF) - дословно "центр исследования динамики удара". На нем откатывали все варианты аварий и ударов посадочного модуля по всем направлениям.

Качество печальное, но лучше у меня нет. Источник: American Institute of Aeronautics and Astronautics.
Качество печальное, но лучше у меня нет. Источник: American Institute of Aeronautics and Astronautics.

В 1969 году человек уже на луне побывал, необходимая информация была неоднократно собрана, а следовательно необходимости в программе уже не было. Так с 1972 года система стала использоваться для натурного метода изучения аварий авиационной техники. Не пропадать же такому комплексу. А комплекс реально грандиозный. Сильнее всего он напоминал огромный портальный кран. Только ещё больше, настолько, что с него можно было бросать авиатехнику для испытаний.

IDRF. Источник: American Institute of Aeronautics and Astronautics.
IDRF. Источник: American Institute of Aeronautics and Astronautics.

Высота всей системы составила 65,8 метра. Самолет подвешивался на тросах за петли на корпусе, в хвостовой части корпус закреплялся к замку, который при открытии отпускал самолет для разгона с последующим ударом. Пре необходимости технику можно было разогнать дополнительным реактивным двигателем. Внизу в месте удара устанавливалась размеченная панель, на которую была направлена фототехника.

Источник: NASA.
Источник: NASA.

В зависимости от точки крепления, была возможность выполнить имитацию крушения при различном угле пикирования в землю. Это позволяло как бросить вертолет вертикально на землю, так и посмотреть, выдержит ли пассажирский самолет посадку со всего маха на брюхо.

Источник: NASA.
Источник: NASA.

Сейчас эта установка имеет статус исторического памятника, известно, что до 2011 года система использовалась по назначению. Сейчас информации по ней Я не имею.

На этом фото результат краш-теста одномоторного Lancair. Виден момент отрыва хвостовой части одномоторного самолета.
На этом фото результат краш-теста одномоторного Lancair. Виден момент отрыва хвостовой части одномоторного самолета.
Крушение пассажирского двухмоторного самолета.
Крушение пассажирского двухмоторного самолета.

Для испытания космических посадочных модулей на воду там был дополнительно вырыт бассейн.

Испытание посадочного модуля при ударе о воду. Источник: www.nasa.gov
Испытание посадочного модуля при ударе о воду. Источник: www.nasa.gov

С другой стороны это выглядит вот так:

-8

Если Вам понравилась эта статья и Вы хотите разбираться в аэродинамике и баллистике, то посмотрите на наши прекрасные учебные курсы на сайте учебного центра: http://hydreducation.tilda.ws/.

Заходите в Наш Telegram-канал t.me/HYDReducation, тут дублируются все статьи канала и есть дополнительные бонусы.

Статья про фабрики и водяные колеса // Аэродинамическая труба NACA часть 1 и часть 2 // Гидравлики на Эйфелевой башне // Испытания трофейных снарядов