Найти тему
Аутизм и школа

Аутизм. Почему мне тяжело с Гришей ходить в тренажёрный зал, или зачем бороться со стимами.

Из комментариев под постами о тренажёрном зале поняла, что... некоторые, даже очень погружённые в тему люди не понимают то, что и зачем я делаю. Надеюсь, некоторые. А то может... все. И прям страшно представить, как всё это выглядит со стороны.

Ладно.

Попробую объяснить два момента, которые приковывают внимание комментариев и вызывают наибольшее количество вопросов.

---

Для меня очень сложно давалось начало походов Гриши (мальчик 13-и лет с РАС) в тренажёрный зал. Не просто сложно. А на грани моих возможностей. Или за гранью.

При том, что со стороны, всё выглядит очень просто. И любой, не понимающий, что происходит, увидит женщину и подростка, которые просто идут в спорткомплекс, просто переобуваются, просто идут в зал, там занимаются на тренажёрах и уходят. В процессе мило общаются.

Так всё и есть.

Вот так мы выглядим.

---

Только после этих коротких в 1.5 - 2 часа событий лично я уже всё, тушите свет, расходимся. А ходим мы туда к 10:00. То есть... вообще-то впереди у меня день и список обязанностей.

Но мой мозг словно выключался после такого чудесного бодрящего похода в зал.

Я думала, ПОЧЕМУ так происходит? ЧТО там такого непосильного, что даже тело выключается?

Объясню, у меня сильно начинает страдать координация и краткосрочная память. Да, вот так умнО пишу.

Не умно: я роняю предметы и забываю, куда шла, где что положила, про учёбу я вообще молчу...

Я знаю, что приверженцы психологического анализа тут же сейчас накинутся на любимого конька в отношении матерей взрослых аутистов под названием "сепарация" и то, что мамаша вот ведь привязала сына и отпустить не хочет!!! Вон аж пена сейчас изо рта пойдёт!!!
Только напомню, я сама вожу Гришу в зал. Это МОЯ идея. И я САМА её реализую.
Так это подсознание из Вас, уважаемая, прёт.
Ну конечно.

Лично я вижу другое. Поход в зал с Гришей требует такой большой концентрации всех моих психических функций, что словно весь лимит на день используется за час. А потом я как зомби. Доживаю день на рефлексах.

Может ли быть такое? Я не знаю. Но вот да, это я наблюдала. Потому что в дни, когда мы в зал не ходим, всё со мной нормально.

Я описывала эпизод, как кофе с сахаром заварила после встречи с собакой, что хотела прокусить Румпеля. Хотя в процессе мне казалось, что я не боюсь, что всё нормально. А вышло так, что я даже не заметила, что концентрация на ситуации отключила мой мозг...

Примерно так я чувствую себя после похода на 30-40 минут в зал.

---

Но что такого сложного с Гришей в походе в зал? Он же такой молодец. Вы же сами рассказываете, что всё хорошо, видео показываете. Врёте?

Нет. Не вру. Гриша молодец. На много больший молодец, чем я ждала.

Но Гриша такой молодец, потому что... его ежесекундно контролируют вообще-то. И делает это человек, который наблюдает за ним и знает, в какой момент надо это делать, вмешиваться в действия Гриши, останавливать что-то или не останавливать, а ждать, справится сам или нет.

Весь поход в зал, с утра до выхода из спорткомплекса - это единый процесс, цепочка слов, действий ведущего, которые позволяют потом сказать, что Гриша справился. И сделать возможным СЛЕДУЮЩИЙ поход.

- Так не контролируйте!!! - выкрикнет особо... особо... ну тот человек, которые не понимает, о чём говорит.

Отвечаю...

В стрессовой ситуации на данный момент Гриша теряет контроль над телом и речью. Если он сильно начнёт радоваться или напряжётся (от страха или непонимания), он может начать прыгать галопом (резко) или говорить, громко говорить, очень громко говорить (цитаты из фильмов). А если это не пресечь в зародыше, то в какой-то момент этот процесс пресечь не получится и Гриша побежит в неопределённом направлении, уже не контролируя себя.

Вопрос: - Как вы думаете, захочет ли он после такого эпизода вернуться в зал? А зал для него - единственная социализация. Единственная возможность сделать шаг к людям. К здоровым людям. Хотя бы просто быть рядом...

Второй вопрос: - Как отнесутся к этому занимающиеся в зале? Как они потом посмотрят на парня (почти мужчину), который бегает, орёт, а ещё может и порыдать?

Наверное, войдут в положение. Я им за аутизм расскажу и все мы покиваем "онжеаутист". В зале с железом? Психически нестабильный парень? Правильно? Инструктор, администрация войдут в наше положение? А если не войдут, я побегу в администрацию к мэру?)) Качать права про инвалидов, про инклюзию? Так?

Я знаю, что многие считают, что "в зале ни до кого никому нет дела". Согласна. Но... всему есть пределы, я считаю.

Но, допустим, что последний вопрос меня не интересует (нет, очень интересует отношение к Грише в зале, очень). Но допустим, что нет.

Меня однозначно волнует вопрос его желания ходить в зал. Для этого у него должно быть постоянно позитивное к этому отношение.

Если кто-то думает, что конкретно Грише нравится терять над собой контроль, то нет...

И вот для того, чтобы он не терял контроль, чтобы даже намёка на это не было, я пристально слежу за ним. Не за тем, что "как бы чего не вышло" и "кто бы что не подумал" нет. Всё глубже и сложнее.

Пример. Гриша входит в зал и дико, до опьянения рад. Радость - эмоция, очень яркая. И она способна лишить его контроля над телом. Да!!! Он реально может от восторга начать прыгать вперёд галопом (к тренажёру). При этом, если ему вовремя сказать одно слово "Гриша", он сразу понимает, что надо собраться.

Обращаю внимание, ему не надо читать нотации, объяснять, как правильно себя вести. Он это знает и понимает. Но эмоции... отключают самоконтроль. Но... Одно слово, его имя, и этого достаточно, чтобы он собрался.

Дальше, идём на тренажёр. Он там что-то делает, педали, лыжи, дорожка, не важно. И вижу, уже начинает рот открывать (внутренняя речь идёт во вне, кто-то это называет эхолалиями), очень устал. Эмоциональная ли перегрузка (от обилия людей, которых в его жизни НИКОГДА не было) или физическая. Но факт, речь пошла вовне. Контроль спадает. Я прохожу мимо, если была на другом тренажёре, и просто прикладываю палец ко рту. Это МГНОВЕННО его оттормаживает. Или нахожусь на другом тренажёре и смотрю на него, жду, когда он на меня посмотрит (а он это делает периодически, ищет меня глазами, если я далеко). Дожидаюсь, когда посмотрит и подношу палец ко рту или сжимаю губы. Он замолкает мгновенно.

Эти незаметные для окружающих или непонятный жесты и одно его имя творят чудеса с Гришиным самоконтролем на первоначальном этапе.

В чём сложность моей задачи? Понять, справляется он сам или нет. Я же не стою над ним и не контролирую каждый вздох. Задача: чтобы он полностью сам себя контролировал, не допускал ни одного момента спада этого самого контроля. И да, периодически, когда он начинает или говорить или как-то эмоционально двигаться (радуется, активно крутит педали), я жду, жду, справится сам или нет. Смотрю на него косым зрением и жду. И часто он справляется. Почему?

Да потому что вся эта ситуация с контролем не столько из-за того, что Гриша аутист, нет... У нас (у меня прежде всего) есть удивительная возможность наблюдать за тем, как... парень 14 лет... проходит адаптацию в обществе. Реально САДОВСКУЮ адаптацию... (кто не знает, Гриша никогда долго и непрерывно не ходил в сад, не занимался в коллективе, не ходил в школу, НИКОГДА не находился в коллективе в незнакомых людей в сознательном состоянии). И, если бы ему было года 2-4 или, может, 5-8, то его эмоции воспринимались бы как норма. И прыжки, и смех, и радость. Всё. Но Грише 14... Он ростом 175. И, на мой взгляд, ему нельзя так реагировать. И этому человеку, Грише, приходится делать прыжок в открытый космос, переходить от ноля к 14 годам... усилием воли и разума.

Потому что НЕЛЬЗЯ парню 14-и лет в тренажёрном зале прыгать как конь и ржать как лошадь.
Повторю. Не только потому что это социально-неприемлемо, но и потому что:

1. Это закрепляется. Да. Я уверена, что, если есть хоть малейшая возможность со стороны ребёнка, надо пресекать любое "онжеаутист" поведение, а не значок на него крепить (это мы всегда успеем). Потому что эти действия, этот способ действий МГНОВЕННО может закрепиться как возможный. Вот пропрыгал по коридору и чё такого? Да? Нет!!! Нет и нет. То, что можно здоровому нормальному подростку, нельзя Грише (да, на костёр меня). Можно будет неадекватно себя вести, только когда он сможет это социально-приемлемо объяснить, отшутиться и не потерять лицо. Да... Вот такой зверский подход. Пожалейте Гришу.

2. Как я писала выше, каждая такая эмоция или действие Гриши (речь во вне, прыжки) возрастают по интенсивности, если не контролируется. То есть, если не пресечь тихий бубнёж, то по спирали звук будет увеличиваться... Это очень напоминает что? Правильно. Незрелую детскую психику, когда они под вечер или на праздниках (обожравшись сладостями) не могут затормозиться. Здоровые дети. Вот так выглядит Гриша теперь.

Итак.

Какие-то выводы надо...

Гриша отлично справляется с походом в тренажёрный зал. В разы лучше, чем я предполагала. Он на 90 процентов справляется с телом и на 50 с речью. Держится изо всех сил. Понимает отлично, что надо молчать. Старается, как может.

Дома потом выглядит как варёный овощ, а периодически даже спит днём после зала (!!!!), на столько и для него эти 30-40 минут являются выматывающим испытанием. Прежде всего нервной системы.

И кто-то может опять же разумно спросить: А зачем тогда вот это всё? Раз он устаёт так, что в овоща превращается? И Вы устаёте. Зачем всё это?

Это всё затем, что:

1. Он может. Ещё полгода назад он такое не мог вообще и никак. И все советы о социализации я складывала в дальний ящик, до лучших времён, именно по вышеописанным причинам. Гриша не психологически, Гриша, прежде всего, физиологически не был готов к таким испытаниям, что бы кто там себе не фантазировал. Именно для того, чтобы его нервная система созревала (или дозревала), в нашем доме появился Румпель. И для того, чтобы этот процесс продолжался, мы пошли в зал. Потому что, кто не знает... но есть теория (в которую верят нейропсихологи), что высшие психические функции развиваются... в деятельности. Не в вакууме. И, по моим наблюдениям, время деятельности среди людей пришло.

2. Ну и... я, вроде как, могу организовать походы в зал с пользой.

3. И есть тренажёрный зал, который идеально подходит по всем параметрам для этого процесса. Я уже писала, почему.

---

Так почему же я так сильно устаю от этих, таких полезных, важных и так хорошо проходящих походов в зал? После прочтения вышенаписанного можете ответить на этот вопрос. Почем я устаю так, что едва дотаскиваю себя до дома?

Наверное, потому что концентрация всех моих психических функций повышается до предельных значений. Наверное, ещё какие гормоны выбрасываются. И всё это сильно подкашивает общую стабильность работы организма.

А со стороны... женщина и подросток мило беседуют и крутят педали на велотренажёре.

-2

Так и есть.

П.С. Я уверена, что придёт день и Грише не нужен будет внешний контроль. Но произойдёт это не завтра, и даже не через полгода, как мне кажется (Может, ошибаюсь. Я часто ошибаюсь.). На это нужно время. Не для того, чтобы он привык. Нет. Чтобы его организм смог сам себя контролировать. Дозрели лобные доли))

П.С. 2. Я знаю, что для многих то, что я описала выше, неочевидно. Так же знаю, что многие родители так или иначе делают то же самое, но вряд ли себе это так объясняют))) вроде как почти с научной точки зрения, а не всем понятными словами "ребёнок привык" или "ему нельзя в зал, он там сходит с ума". Ну вот я так это понимаю. На мой взгляд, аутисты "сходят с ума" не просто так и "привыкают" тоже не просто так. А точнее не привыкают и не сходят. Но это, как всегда, моё частное мнение.

П.С. 3. Эта запись была в общих чертах сделана после первого похода, когда мне было очень плохо. Позади 5 походов. Легче мне стало после третьего. Сильно легче.

Думаю, не в последнюю очередь, благодаря этой статье. Я её написала, а потом прочла. И в ней же нашла рецепт, как справиться с своим состоянием.
И нет, не "расслабиться", как советовали.

Это вообще, на мой взгляд... совет-издевательство. То есть человек сам не в курсе, что надо расслабиться? Явно же понимает. Но... наверное же ж не может.

Короче, прочитала я свою же статью и поняла, что, если, Света, у тебя так сильно повысился расход энергии, то всё... оставь вообще всё. Вот есть тренажёрный зал (он сейчас на первом месте по важности в работе с Гришей), ходи в него. И всё. + неубираемые обязанности. И больше ничего не делай.

Совет отлично помог. Мне стало легче. А потом и вовсе отпустило. И с этого понедельника (5 поход в зал) я уже вернула всю активность.

Теперь всё.

Румпель: - Мне бы твои проблемы.
Румпель: - Мне бы твои проблемы.