Современное село, с развитой инфраструктурой и обеспеченными жителями, – это фундамент, на котором основано благополучие всей страны - убежден академик РАН, действительный государственный советник Российской Федерации Петр Чекмарев.
- Сегодня остро стоит вопрос развития села: молодежь уезжает, не хочет работать на земле. Многие уповают на автоматизацию производства, но это не решает проблему полностью. Как вы считаете, что может помочь селу возродиться?
- Действительно, село сегодня вымирает, потому что нет достойной жизни на селе. Есть яркие примеры развития села, но их мало. К сожалению, в большинстве случаев молодежь уезжает, и не только молодежь, но и взрослое население. Сегодня в селе жить дороже, чем в городе. Те же, что и в городе, цены на электроэнергию, на продукты, одежду, но нет асфальтированных улиц, нет освещения, нет хорошей инфраструктуры. А в городе светят фонари, красивые улицы, парки - всё это радует человека, и это правильно, люди должны стремиться к лучшему.
Чтобы село возрождалось, нужно создать современную инфраструктуру, а главное – рабочие места с достойной оплатой труда. Конечно, сложно построить с нуля фабрики, заводы, но на селе есть своя специфика: органическая продукция. Самая чистая продукция, которая производится у нас в стране, - это картофель, овощи, фрукты со своего огорода.
Основой развития сельских территорий может стать разведение животных – овцеводство, производство молока, мяса. Есть у нас и возможности производить сырье для промышленности – это шерсть, кожа, технические культуры, такие как лен и конопля. Необходимо организовать кооперацию для закупки этой продукции, и не по заниженным спекулятивным ценам, как сейчас, когда у фермера хотят все забрать за бесценок. И он вынужден отдавать, потому что знает – если не отдаст сегодня молоко или мясо по бросовой цене, то завтра ему нужно будет зарезать последнюю корову.
Для населения страны основа жизни - это сельская местность: если в городе плохо живётся, можно поехать в село, огород поможет прокормиться. А если и в селе уже прокормиться нельзя, труд не оплачиваемый, а цены на жизнь велики, то куда деваться? Люди снимаются и едут в города, выполняют любую работу. Хороший механизатор, животновод, плотник, водитель – вынужденно едет в город на промысел и зарабатывает уже в городских условиях, там, где больше платят. Если посчитать, сколько у нас населения числится в сельской местности и сколько по факту проживает, получится огромная разница, потому что люди, которые прописаны в селе, во многих случаях работают в городах.
- А выход какой?
- Помимо кооперации, нужна в целом очень большая поддержка государства для сельских жителей: организация производства, условий проживания. Сегодня получается, что меры для поддержки населения разрабатываются людьми, которые, может быть, и в селе-то ни разу не были, поэтому все только в теории правильно, а в жизни это невозможно выполнить. Пилотные проекты, которые создаются для сельхозпроизводителя, должны адаптироваться в селах, на практике, и только потом широко внедряться на сельских территориях. Иначе они работать не будут. Со своей стороны, и сами сельские жители не должны стоять в стороне и смотреть, что для них сделает государство – это должна быть совместная работа, взаимодействие.
При этом не каждый проект с одной территории подойдет для другой, потому что и природные условия, и специфика сельского хозяйства совершенно различные. Местные органы власти должны адаптировать эти меры поддержки к конкретным обстоятельствам.
- С другой стороны, мы все чаще общаемся с молодыми людьми, которые по своему желанию приезжают в село, едут как раз за той самой здоровой жизнью, за чистыми продуктами. Что нужно сделать, чтобы их инициатива была услышана и поддержана?
- Те молодые люди, которые едут работать в село, изначально не понимают, какой образ жизни им предстоит, какие условия труда, и какие результаты они в итоге получат. Поэтому они быстро уезжают. Единицы входят в сельскую жизнь, адаптируются, но их немного.
Прежде чем приезжать работать на земле, сначала нужно учиться. То же самое хочется посоветовать и сельским молодым ребятам, желающим стать фермерами. Государство должно создать курсы подготовки фермеров на серьезном уровне, с консультациями состоявшихся фермеров, успешных руководителей, которые могут многому научить молодежь. После таких курсов 50% кандидатов не решатся стать фермерами и не поедут в село. Но у тех, кто поедет, может быть хорошее будущее.
Чем бы мы ни занимались, нужно сначала учиться, получить профессию, тем более если это касается сельского труда. И учиться надо не только теоретически, в кабинетах и аудиториях, а именно на производстве.
В вузах сегодня есть отставание от реальной жизни. Одно дело - лаборатория в учебном заведении, другое – поле, на котором проходит обучение молодой специалист, будущий агроном. Он должен изучить теорию, а потом своими руками поработать с механизмами, на практике апробировать разные сорта семян и средства защиты растений, должен научиться сбалансированному внесению минеральных удобрений и многому другому. Поэтому, когда человек приезжает специалистом в село и понимает, что он ничего не знает, он работать не останется, потому что механизаторы и животноводы знают больше, чем такой специалист.
- Часто слышим, что вуз выпускает такое-то количество агрономов, а работать приходит намного меньше. Но ведь практически все холдинги сотрудничают с вузами, приглашают к себе на практику молодых специалистов.
- Конечно, холдинги, которые имеют большие площади земель, большой объем производства, должны помогать вузам, техникумам, профессиональным училищам в подготовке специалистов, потому что им нужно понимать, кто к ним придет, с каким профессиональным уровнем. А материально-техническая база учебных заведений часто не позволяет иметь необходимое оснащение. Поэтому «Щёлков Агрохим» помогает оснастить кафедру защиты растений, «ФосАгро» - кафедру агрохимии и почвоведения. В целом должна быть отработанная комплексная система подготовки кадров на государственном уровне, адаптированная к современным условиям, потому что уровень сельского хозяйства далеко ушёл вперёд даже по сравнению с двадцатилетней давностью. Сегодня совершенно новое сельское хозяйство, основанное на цифровых технологиях, на точном земледелии. Поэтому и уровень подготовки должен быть высочайшим, причем, как я уже сказал, не только в компьютере, но и на поле.
-Мы с вами сейчас затронули вопрос о подготовке кадров. Но ведь есть большой разрыв в знаниях научных и тех реальных знаниях, которые применяются непосредственно на практике.
- Наука, ее дальнейшее продвижение зависит от подготовки специалистов высших учебных заведений. Чтобы человек пошел в науку, он должен иметь очень глубокие знания. Когда учились мы, были кафедры по соответствующим направлениям, на которых отбирались студенты со склонностью к науке. Например, преподаватель видел, что у студента есть интерес к селекции семеноводства, у него хорошая дипломная работа, и тогда он рекомендовал такого студента в аспирантуру по этому направлению. Селекционеры всегда были штучными специалистами, суперталантливыми в своем деле, найти их и вырастить - это очень дорогой и длинный путь. А если не отбирать со студенческой скамьи, где их потом взять?
Или вот защита растений. Это уникальные знания, которые необходимы агроному. А откуда он будет черпать знания, если наука не будет развиваться? Мы еще многого не знаем, до конца не раскрыли биоту почвы, не изучили глубоко, как химические средства защиты растений влияют на почву, какие микроорганизмы и грибы от каких гербицидов и пестицидов гибнут, а какие продолжают жить и развиваться.
Появляются новые вредители, новые болезни, а как против них бороться агроному, если учеными не разработан соответствующий механизм? Вот поэтому подготовка молодых ученых должна начинаться со студенческой скамьи, и научные учреждения должны иметь мощную техническую базу, свои лаборатории, свои поля.
- У современных молодых людей не сформирован позитивный образ фермера, агрария. Нужен ли он, на ваш взгляд, и что можно сделать в этом направлении?
- Позитивный образ сложится, когда у фермера будет хороший доход. Все-таки важный ориентир для человека - это благосостояние и уровень жизни. Если у фермера будет благосостояние и уровень жизни не ниже, чем у городского жителя, интерес к этой профессии будет большой. Но если этого не будет, то, что бы мы ни делали, все это будет ненадолго, люди все равно сбегут.
С другой стороны, мало работать и много получать, как мечтают многие молодые люди, – так тоже не получится, легкие короткие деньги уходят быстро. Работа на земле приносит реальные плоды в виде продуктов питания, и если получать за них справедливый доход, то это будет привлекать людей. Нужно сформировать образ успешного состоятельного человека на селе. А если он будет неуспешным и несостоятельным, то его на селе и не будет, потому что ему придется искать другие места работы, чтобы прокормить семью.
Село надо рассматривать не только как источник производства сырья, необходимо создать различные производства первичной и глубокой переработки на местах. Не надо везти сырье за тысячу километров, чтобы там его переработать. Например, здесь, на территории нашего села, был молочный завод, выпускал масло - одно из лучших в России. Сейчас со всех населенных пунктов молоко от коров, которых осталось немного, увозят в Москву.
Ситуация с ценами на молоко, конечно, не удовлетворяет сельских жителей. Вместе с уменьшением поголовья коров на селе уменьшается и население. Так что не только жителей, но и каждую корову на селе надо беречь и сохранять, создавать такие условия, чтобы люди жили своим трудом, создавали рабочие места и продовольственную безопасность.