Нельзя просто так взять и создать архетипическую песню по личному желанию: архетип всегда больше, чем Эго человека. Талантами становятся те авторы, которые открывают своё сердце энергии и образам архетипов и тем самым могут осознать и выразить хотя бы какие-то его стороны. Речь о той самой связи Эго-Самость, к которой важно стремиться в своей жизни, если желаете обрести гармонию и смысл в своем существовании.
Похоже, что лидеры команды “Король и Шут” ещё в раннем возрасте обнаружили эту связь, и она оказалась настолько мощной, что уже четвертый десяток лет привлекает людей к их творчеству.
Вот что говорит Андрей Князев о балладах своей группы:
“Даже если у нас песни кончаются злобно, то они не злобные, они больше поучительные. В песнях всё происходит по каким-то общим законам, по тому как это есть на самом деле. Эти законы испокон веков людей поучают”.
Общие законы жизни - это и есть архетипические сюжеты, которые дают ключи к мастерству проживания индивидуальной жизни.
Я же продолжаю юнгианский анализ творчества группы.
Механизмы отщепления эмоциональной стороны жизни ярко иллюстрируются в балладах “История о мертвой женщине”, “Мария” и “Холодное тело”.
Все три песни можно рассмотреть с точки зрения отношения мужчины с его Анимой, с его женской, чувственной частью, при этом две последние как бы предваряют сюжет первой. Анима в них представляется мёртвой ввиду определенных причин: отвержения или предательства. Архетипический сюжет, когда мужчина отказывается от своих чувств из-за тяжёлых событий: холода матери или обиды на первую любовь. Он выбирает путь хладнокровия, доминации и даже насилия, лишь бы не показать свою ранимость, уязвимость или, как они говорят, слабость. И тут возможны варианты.
Можно, например, сделать вид, что всё под контролем, всё в порядке, что чувства живы, и изображать из себя способного на любовь мужчину, как с убитой Марией:
Ты теперь моя, навсегда моя,Ты молчишь, а я улыбаюсь, Мария...В дальние края увезу тебя,Где найдём с тобой наше счастье.Слышишь, а?Знай, что смерть твоя - это жизнь моя,Радости моей отдалась ты, Мария...
Мужчины с маниакальными, параноидными защитами кажутся открытыми, отзывчивыми, чувствительными, пока не обнаружишь в них отсутствие всякого сострадания и склонность к моральному насилию.
Еще вариант - не делать вид, а достаточно сознательно запретить себе чувствовать, чтобы больше никогда не испытывать боль, заменив здоровое невротическое горевание психотическим отмщением. Это сюжет песни “Холодное тело”.
Холодное тело к воде я поднёсИ в лодку его положил.“Плыви, дорогая, - я вслед произнёс. -Мне хватит измены и лжи.Я всё это долго терпел,Но знаешь, всему есть предел, есть предел.Пускай качает тело твоё вода,Я всё прощаю, но ты прощай навсегда”.
Такие мужчины находятся под воздействием защит контрзависимого нарциссизма, они предпочитают одиночество и даже в паре ведут себя так, будто ничего не чувствуют или им нет никакого дела до чувств партнера. Такие мужчины отреклись от собственной Анимы, умертвили её, лишив себя значительного аспекта собственной личности; они сами ни живы ни мертвы, обычно имеют крупные сложности с доверием, получением удовольствия и спонтанностью.
Внутренний мир таких мужчин не только мрачен и пустынен, но и наполнен вечным ужасом, как в “Истории о мёртвой женщине”.
Таков психологический закон: всё отщепляемое возвращается, действует с большей силой и становится твоим кошмаром.
Бежал, пока совсем не обессилел я,Но, обернувшись, я увидел эту женщину.Не может быть! Какой ужасной силоюБыл этот труп вдруг приведен в движение?И тело мертвое столкнул я в речку быструю,И понеслось оно, потоку подчиняемо.А я опять бежать, что было сил моих.И падал на пути, кричал отчаянно...А нынче глянул я в окно, со сна опухший -А под окном - размокший труп ужасной женщины!Протер глаза - виденье растворилось.Избавь, Господь, меня от тех воспоминаний!
Мораль очевидна - нельзя отказываться от части собственной души, если хочешь покоя.
Наилучшее разрешение отношений с Анимой иллюстрирует песня “Забытые ботинки”, кстати, очень романтичная и искренняя. Как бы ни хотел мужчина покинуть свою внутреннюю феминность, всё время что-то возвращает его к ней. И это правильно.
Дальний путь зовет меня, но уйти я не могу,Возвращаюсь снова я, твой облик в сердце берегу.
Диаметрально противоположный сюжет в песне “Мёртвый анархист”. Там герой и жив, и мёртв. Можно даже сказать, что его образ выражает интеграцию частей психики. При этом он активизируется Магом, пролившим на кладбище волшебный эликсир. Красивая метафора для психотерапии, правда?
Анархия - принцип абсолютной свободы, который движет естественной сущностью человека. Анархист - сердцевина любого из нас, но другое дело, что не каждый знает, как распорядиться своей свободой, а иных она даже пугает, поэтому проще подчинять или подчиняться, встраиваясь в ту или иную систему.
З. Фрейд говорил по теме следующее:
“Большинство людей в действительности не хотят свободы, потому что она предполагает ответственность, а ответственность большинство людей страшит”.
Но как мы поняли выше, все умерщвленные (отщепленные) части психики, чтобы не сделаться личным кошмаром, должны получить право на жизнь. В свое время, в своем месте и отступая в нужные моменты, но они должны восставать из могил и давать нам заряд энергии для того, чтобы чувствовать себя живыми и свободными людьми. Игры во власть - удобный способ жить, но никогда они не принесут счастья, а по факту это лишь циркуляция зла в природе: от агрессору к жертве, от жертвы к спасателям, от спасателя к агрессору.
Анархисты же как внутренние фигуры - товарищи добрые, это легко признать, если умерить свои страхи перед свободой.
Среди ублюдков шёл артистВ кожаном плаще Мёртвый анархистКрикнул он: “Хой! Челюсть долой!”Трупов вёл он за собой.Был на руке застывший фак,Из кармана торчал пиратский флаг.Зомби всю ночь кричали: “Хой!Мы, анархисты, народ не злой!”
Хой - это “здравствуйте”, если что. Ещё и вежливые)
Ещё одна архетипическая баллада “Танец злобного гения”. Про волю судьбы и злой рок, который, как бы мы ни сторонились его, неизбежен, если мы обречены. Каждому очень хочется знать, что с ним всё будет хорошо, что все беды преодолимы, что обязателен радужный финал, что мы есть единственные авторы нашей жизни, но по факту это не так. Если злобный гений, “ловкач-игрок”, пустился в пляс на линии нашей судьбы, сопротивление невозможно.
Он волен взятьИ поменятьСтроку и с нейСмысл темы всей.
М.-Л. фон Франц пишет:
“Если вы разумны, вы обладаете большим шансом на хорошую жизнь, нежели если вы разумом не обладаете, но при этом в определённой степени всегда проявляется вмешательство Бога. В большинстве случаев игры отражают жизнь: можно надеяться на свой разум, но всегда можно ожидать вмешательства случая”.
С этой предзаданностью стоит мириться, чтобы не было мучительно больно от осознания своей ничтожности перед лицом принципа жизни.
На ту же тему забавная песня “Камнем по голове”.
И проходимец поднял взглядИ злобным голосом ответил:“Я всех замучить был бы рад,И оттого я так невесел.Я в маске рыжей обезьяныНа праздник к вам попасть мечтал,Когда б не камень окаянныйЧто мне на голову упал”.
Часто планы меняются вне зависимости от наших желаний и иной раз оставляют незакрытые гештальты, как у героя этой песни, которого убило камнем, но он продолжает призраком бродить по окрестностям того города, где его мечтам не дано было реализоваться. Фрустрация желаний может переживаться как травма и мучать долгие годы, лишая психическую реальность жизни.
Архетипическое послание песни - не раздувать своё Эго до уровня самого закона Жизни, если хотите оставаться в порядке. Мы не всемогущи.
В завершение хочу сказать, что и название группы архетипическое и очень гармоничное, как единство противоположностей. Ребята весь свой творческий путь шли дорогой шутовской, Теневой, если по-юнгиански, а прошли очень по-королевски, Самостно.
Как однажды выразился Михаил Горшенев:
“Шут - дар, Король - судьба”.
Слушайте хорошие песни и ищите в них ответы к этой жизни!
Автор: Денисова Анна
Психолог, Психоаналитик Семейный психолог
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru