Почему часто не оперируют?
ПЕРЕЛОМ ШЕЙКИ БЕДРА У ПОЖИЛЫХ ПАЦИЕНТОВ
Почему отказывают в операции?
Очень частая история, регулярно получаю сообщения из самых разных частей страны с одним примерно содержанием: бабушка/дедушка 80+ лет с переломом шейки бедра - в операции отказали, выписали домой, что делать??
Сразу возникает справедливое негодование: как так? Понятно же, что без операции почти гарантированно человек погибнет!
Так и есть. Выживаемость пациентов старческого возраста в течение года без операции - около 15%. При максимально идеальном уходе и исходно приличном состоянии.
Так почему же травматологи не берутся за операцию? Они ведь хирурги, любят оперировать, их хлебом не корми - дай пооперировать.
Подвох в терапии и реабилитации.
Вот свежий пример. Пациентка 85 лет, на удивление сохранная, с совершенно ясной головой. Ходила сама, упала от головокружения (жара, а пить, как известно, наши люди не хотят).
В целом всё хорошо, но - собираем анамнез, а там:
Хроническая ишемическая болезнь сердца. Мультифокальный атеросклероз. Стенокардия напряжения 2-3 ФК. Постинфарктный кардиосклероз (инфаркты миокарда 1996 и 2004 годы). Состояние после стентирования нескольких артерий в 2016. Окклюзия подключичной артерии. Атеросклеротический дегенеративный сочетанный аортальный порок с преобладанием стеноза, незначительной аортальной недостаточностью. Аневризматическое расширение восходящей аорты. Гиперлипидэмия. Гипертоническая болезнь 3 ст., лекарственная нормотензия, риск ССО очень высокий. Сахарный диабет 2 типа. Гипертензивная кардиомиопатия. Пароксизмальная форма фибрилляции предсердий. Хроническая сердечная недостаточность. Умеренная легочная гипертензия. Атеросклероз брахиоцефальных артерий. Острое нарушение мозгового кровообращения в 2001 и 2011 годах с левосторонним гемипарезом. Облитерирующий атеросклероз артерий нижних конечностей. Гемодинамически значимое стенозирование поверхностных бедренных артерий с обеих сторон (70%), окклюзия передней большеберцовой артерии слева. Холецистолитиаз. Бессимптомная бактериурия.
Устали читать? А это - только основное, менее важное я опустил.
Так вот, когда такой пациент поступает в городскую больницу, приходят терапевты и кардиологи, выявляют всё то, что я перечислил, и говорят: риск операции крайне высокий. Анестезиолог подтверждает. Травматолог может, конечно, сказать: «Я не боюсь! Меня этим не запугать!! Всё равно буду оперировать!!!». Но он так не скажет. Знаете, почему? Да потому, что после операции гарантированно начнутся сердечно-лёгочные осложнения, с которыми пациента переведут в реанимацию и на искусственную вентиляцию лёгких. Где благополучно разовьются пневмония, пролежни, мочевая инфекция, кишечная непроходимость и т.д. С соответствующим исходом.
И вот тогда травматолога вытащат на разбор, и строго так спросят: «Ты чем думал? Тебя предупреждали??» - это если очень мягко передать. Я проходил в молодости через это много раз. Врагу не пожелаю. У тебя погиб оперированный пациент, и тебя же распинают за то, что ты дал ему шанс на выживание. Как думаете, многие хирурги после одного такого случая пойдут на риск второй раз? Это я еще не говорю о «благодарных» родственниках, которые в половине случаев начинают строчить жалобы во все инстанции - убили человека!!!
Так какой де выход, как разрулить ситуацию? Вариантов два: перевестись в больницу, где есть кардиология, подготовиться кардиологически и терапевтически к операции, и затем в более-менее компенсированном состоянии вернуться к вопросу об операции; выписаться, и в меру сил и возможностей реабилитироваться дома - сломанная шейка бедра при адекватном уходе позволяет даже ходить с ходунками без опоры на ногу (как минимум - сидеть в постели), а затем - возвращаться к вопросу протезирования.
Разумеется, терапевтические и кардиологические диагнозы за это время никуда не денутся. Задача вынужденной паузы - скомпенсировать заболевания сердечно-сосудистой системы (и других систем), подготовить организм к очередному стрессу в виде операции. Разумеется, операцию нужно делать там, где в шаговой доступности и кардиологи, и терапевты, и реабилитологи, ибо залёживаться нельзя - нужно активизироваться с первого дня.
Вот такая сложная комбинация.
Что до конкретно того случая, о котором я говорил в начале статьи, то здесь пришлось четверо суток готовить пациентку к операции, компенсировать некие проблемы и показатели. На пятый день прооперировали, уже стоим на ходунках у кровати, топчемся на месте, готовимся выйти в коридор.