В продолжение рубрики "Мысли и заметки изестных людей" я решил разместить интересное (на мой взгляд) интервью с ботлером компании Gordon & Macphail Майклом Урквартом. Если вам интересен старый производственный виски, вы желаете окунуться в мир шотландского виски и посмотреть как устроен бизнес по розливу и выдержки спиртов в бочках – рекомендую к прочтению.
Это интервью я взял из печатного издания Whisky журнал, желающие могут скачать его в pdf по ссылке.
Сегодня Gordon & Macphail занимается не только продажей виски, но и его производством. У нас есть своя вискикурня Бенромак (Benromach). Нам принадлежит компания — дистрибьютор, которая работает в основном в Шотландии. И сейчас мы сосредоточены главным образом на производстве односолодового виски.
В Шотландии есть компании, известные как Independent Whisky Bottlers. Основной их бизнес—покупать спирты у известных, а нередко и у малоизвестных производителей и самостоятельно выдерживать его в бочках на своих складах в тех условиях, которые кажутся им оптимальными для того или иного виски.
Все они делают «штучный продукт», ориентированный на самый взыскательный вкус. Некоторые бутылки, поставляемые этими «независимыми» ботлерами на рынок, частенько вызывают ажиотаж у знатоков. Благодаря им, сегодня нам доступен вкус виски давно уже закрытых вискикурен. Сегодня его можно найти и в магазинах Москвы.
Самый большой выбор такого «непростого» виски представляет компания Gordon & MacPhail. Во всяком случае, ни у кого больше в Шотландии вы не найдёте такого разнообразия бочек с виски, стареющих на складах. Как компании это удаётся, рассказал в интервью директор Gordon& MacPhail Майкл Уркварт, который недавно побывал в Москве.
Интервью для Whisky журнал
Пётр Коломенский: у вас интересная фамилия. Она шотландская?
Майкл Уркварт: да, это старая шотландская фамилия. На гэльском—urquhart—обозначает «лагерь» или «маленькую деревушку на холме». Именно так называется замок у озера Лох-Несс. Он находится на полуострове, который возвышается над водой. Оттуда можно увидеть весь район вокруг озера. Во время войн это было очень важно, потому что войскам неприятеля трудно было подобраться к замку незамеченными.
Пётр Коломенский: как вы оказались в виски-индустрии и с чего начиналась ваша компания?
Майкл Уркварт: всё началось в 1895 году. Джеймс Гордон и Александр Макфейл решили создать свой торговый дом. В те годы им принадлежали несколько складских помещений возле Элгина, где хранился виски. Они прекрасно знали своих клиентов, которые занимались производством и розливом виски. Отобрав несколько самых интересных, на их взгляд, брендов, новоявленные партнёры принялись за работу и скоро объявили об открытии своего магазина на South Street в Элгине. Скромные размеры магазинчика не сдерживали амбициозный настрой партнёров.
Компания постепенно расширялась, и однажды Джеймс Гордон пригласил на работу моего дедушку. Мой дедушка—он из семьи Уркварт—был тогда молодым человеком, он только что окончил коммерческое училище и был рад поработать в компании Джеймса Гордона. В начале 1900-х мистер Макфейл ушёл на пенсию, и мой Дед стал партнёром мистера Гордона. Однако их сотрудничество длилось всего две недели. У мистера Гордона случился сердечный приступ, и он умер за рулём автомобиля.
Мой Дед стал партнёром вдовы Джеймса Гордона, с которой они проработали вместе несколько лет. Мой отец начал заниматься этим бизнесом в 1933 году. Он, как и его отец, начинал с малого, постепенно совершенствуя свои знания. Сначала он работал в магазине, потом ему поручили пилирование, затем доверили выбирать бочки для розлива. В общем, он проработал в этом бизнесе более 6о лет. Gor-don & MacPhail стала его детищем.
Поэтому, когда отец ушёл на пенсию, он и подумать не мог о том, что его дети не продолжат этот бизнес. Так и вышло. Сначала мои два брата пришли в компанию, затем присоединился я, и мы все продолжили дело отца.
Сегодня Gordon & MacPhail занимается не только продажей виски, но и его производством. У нас есть своя вискикурня Бенромак. Нам принадлежит компания-дистрибьютор, которая работает в основном в Шотландии. И сейчас мы сосредоточены главным образом на производстве односолодового виски.
Пётр Коломенский: кто придумал линию Connoisseurs Choice?
Майкл Уркварт: это была идея моего деда. Он представил миру эту линейку в 60-х годах прошлого века. Если говорить о том времени, то тогда самым распространённым был купажированный виски. Его продавали по всему миру. Односолодовый виски не был так популярен, как сейчас. Вот мой дед и решил предложить потребителю всё лучшее, что есть в мире виски, в том числе и сингл молты. Сегодня в эту линейку входят десятки вариантов виски—от нетрадиционных годов выдержки известных марок, до продукции малоизвестных вискикурен и даже уже закрытых. Connoisseur— это ценитель, это тот человек, которому нравится высокое качество продукта. Он любит что-то очень особенное, он знаток. Поэтому мы хотели дать покупателю возможность выбирать среди разных вариантов виски. Вскоре мы поняли, что эта идея отлично работает, поэтому линейка Connoisseurs choice с годами всё время расширяется. Причём настолько хорошо работает, что некоторые компании позаимствовали такой подход.
Пётр Коломенский: В линию Connoisseurs choice входят виски с уже закрытых вискикурен. А сколько таких раритетных бочек у вас осталось?
Майкл Уркварт: Я не могу точно сказать вам, сколько осталось, но некоторый запас у нас есть. Дело в том, что в 8о-х годах прошлого века производили слишком много виски по заказу, который оказался невостребованным, и только недавно выяснилось, что на него есть спрос. Так что, я думаю, наших запасов хватит на ближайшее будущее. Мы придерживаемся политики—покупать виски с большинства вискикурен, и эта система работает на протяжении ста лет.
Пётр Коломенский: какой виски является паспортом вашей компании, каким брендом вы больше всего гордитесь?
Майкл Уркварт: наш паспорт—это имя Gordon & Ijv McPhail на бутылке. Мы также гордимся вискикурней Бенак, которую купили в 1993 году. У нас есть хороший запас виски от предыдущих владельцев, до того как вискикурня закрылась в 1992. У нас есть 55-летний Benromach. И это тоже наш паспорт. Ещё один предмет нашей гордости — новый органический виски, который мы недавно запустили в производство. Для его изготовления используется только экологически чистое сырьё начиная от ячменя до бочки, в которой виски выдерживается. Должен сказать, Gordon & McPhail—удачливая компания. Так что предметов для гордости у нас много.
Пётр Коломенский: как вы видите своё будущее в России? И какова, на ваш взгляд, специфика российского потребителя?
Майкл Уркварт: я надеюсь, оно светлое. (Смеётся.) А уверен я в этом, потому что всё больше и больше людей экспериментируют с односолодовым шотландским виски и в вашей стране тоже. Россия—быстроразвивающийся рынок и в последние 5—7 лет здесь появилось очень много людей, которые разбираются в виски и любят этот напиток. Это рынок, где люди хотят знать о виски как можно больше. Мы долго ждали этого и сегодня рады предложить российским потребителям всё лучшее, что у нас есть. Сегодня считается, что российский рынок— один из тех, где предложение не успевает за спросом. И это, конечно, нас очень радует. Да и вообще, для виски настали хорошие времена. В 1960-х годах ситуация была иной. На рынке продавались всего лишь несколько сингл молтов. Но в конце 1980-х всё изменилось, резко вырос интерес к односолодовому виски и у потребителей появился огромный выбор.
Например, мы бутилируем около 70 различных сингл молтов. Всего же, в зависимости от региона, вискикурни и возраста напитка—300 различных вариаций. Это много. Поэтому другая, не менее важная часть нашей работы, показывать людям разницу в стилях виски: «Попробуйте—у виски из Lowlands мягкий вкус, в Highlands— более брутальный, Speyside— сама элегантность, виски с Islay— солоноватый и торфянистый».
Есть огромное количество вариантов, и нужно научить людей выбирать, чтобы они могли наслаждаться виски. Нашей компании уже 111 лет, у нас большой опыт работы с разными странами, так что, я думаю, всё сложится хорошо и в России.
Пётр Коломенский: сейчас всё больше крупных международных компаний делает индивидуальные розливы своего солодового виски. Вы не испытываете конкуренцию со стороны таких производителей?
Майкл Уркварт: нет, я бы сказал, что мы работаем в тандеме. Если хотите, они делают это, потому что их восхитила наша работа. Быть независимым бутилировщиком—это значит, привносить свою индивидуальность и выразительность в виски. Такой подход позволяет предложить настоящим ценителям продукт в идеально сбалансированном виде, так как его не могут сделать крупные производители. Нас признают за особое отношение к виски. Надо сказать, что некоторые люди не до конца понимают концепцию независимого ботлера. Мы делаем гораздо больше, чем просто розлив. Во многом благодаря «независимым» индустрия виски последние десятилетия переживает подъём. Они всегда шли своим путём и сделали очень многое для популяризации сингл молтов.
Пётр Коломенский: некоторые производители виски жалуются на проблемы с бочками. С каждым годом они становятся дороже и некоторые уже переходят на бочки из-под вина. У вас нет подобных проблем с тарой?
Майкл Уркварт: мы покупаем бочки каждый год. Это, действительно дорого. Новые бочки из-под хереса стоят 500 фунтов, это около 900 долларов. Но для нас это очень важно. Если вы хотите получить качественный продукт, выдерживать его несколько лет: 25~35~50 – бочка должна быть очень хорошей. Если у вас плохая бочка, то получится плохой виски. Поэтому мы не жалеем времени и денег для выбора бочек хорошего качества. Мы тоже иногда используем бочки из-под различных напитков, в основном для производства молодого виски. Но лично я предпочитаю бочки из-под хереса.
Пётр Коломенский: А что вы будете делать, если бочки из-под хереса закончатся?
Майкл Уркварт: (Смеётся.) не закончатся. У нас хорошо поставлено снабжение бочками из-под хереса. К тому же мы инвестируем в это производство.
Пётр Коломенский: Gordon & McPhail по-прежнему остаётся семейной компанией?
Майкл Уркварт: да, мы по-прежнему остаёмся семейной компанией. Третье поколение—это мои два брата, я и сестра. Представители следующего—уже четвёртого поколения—тоже работают в компании. Мои племянники трудятся в отделе экспорта. Мы хотим, чтобы бизнес оставался семейным и независимым, для нас это очень важно. Всего же у нас работают 120 человек. В общем, Gordon & McPhail довольно большая компания.
Да и вообще, для виски настали хорошие времена- В 1960-х годах ситуация была иной. На рынке продавались всего лишь несколько сингл молтов. Но в конце 1980-х всё изменилось, резко вырос интерес к односолодовому виски и появился огромный выбор.
Линейка виски компании Gordon & McPhail
CONNOISSEURS CHOICE: Islay, Lowland, Highland, Islands, Speyside. Будучи известным среди ценителей виски, этот бренд предлагает необычные сингл молты. Часть их—виски известных и до сих пор работающих вискикурен, выдержанная в соответствии с принципами специалистов.
Gordon & McPhail. Виски с уже закрытых или «законсервированных» вискикурен, который очень ценится знатоками. Отмеченные разными цветами этикетки на бутылках служат отличительными признаками каждого региона.
BENROMACH: расположенная на окраине древнего города Forres, у вискикурня Benromach с интересной историей. У неё много раз менялись владельцы, пока производство не приобрела компания Gordon & MacPhail в 1993 году. Создавать свою историю они начали в июне 1996 года, когда объявили о возрождении Benromach Single Malt Scotch Whisky. Первый спирт был выгнан в 1998 году—осенью, когда праздновалась 100-летняя годовщина Benromach.
MACPHAIL’S COLLECTION: Island, Highlands, Campbeltown, Speyside and Islay. Линейка сингл молтов, произведённая на лучших вискикурнях и бутилированная Gordon & MacPhail под маркой the MacPhail’s Collection. В данный момент эта линия виски включают в себя сингл молты из 5 главных регионов: Island, High lands, Campbeltown, Speyside и Islay.
DISTILLERY LABELS: Highland, Lowland, Speyside, IslandArdmore, Linkwood, Anver- leven, Scapa Лучшие бренды, по мнению Gordon & MacPhail, из разных регионов Шотландии в версии этой компании.
👌 Делайте с нами, а потом сами! 🤙
Всем спасибо за внимание, пишите свои мысли в комментариях, подписывайтесь на канал 🔔, вступайте в ряды винокуров Клуб Самогонъ-Б12 в Телеграмм для общения на темы виноделия и винокурения.
⚠️ Покупайте у нас: на Ozon, Wildberries и Яндекс Маркет. Доставка бесплатная.
Товары для нашего хобби в интернет-магазине Самогонъ-Б12. Заходите!!! Подписчикам канала скидка по промо коду SL-1H8AK-XP7KF13. 👉 Переходите по ссылке и заказывайте. Доставляем транспортными компаниями по всей России.