Одна из самых популярных в нашей стране польских картин - "Знахарь" 1982 года - основана на одноименном романе Тадеуша Доленги-Мостовича. Фильм смотрели все, книгу читали не многие. А ведь в картине Ежи Гофман есть непонятные моменты, история Вильчура изложена не очень подробно (иначе это был бы целый сериал).
Человек образованный, состоятельный, знаменитый хирург после определенных событий теряет память и превращается в бродягу. Так или иначе ему приходится общаться с разными людьми, но прежде всего - с бедняками. Бедняки принимают его за своего. Почему бы и нет? Внешность, манера разговаривать, одежда - ничто в нем не выдает профессора, светилу науки. Разве что лечит он хорошо. Ну, так на то он и знахарь.
Вам никогда не доводилось видеть, слышать люмпена с повадками интеллигента? Неопрятного, возможно, плохо пахнущего человека, который строит грамотно фразы, тем самым ненароком обнаруживая в себе образованного человека, по той или иной причине оказавшегося на социальном дне? Наверняка, доводилось. Таких людей много, они повсюду. На дно их бросает, как правило, алкоголь.
Но Вильчур не злоупотреблял. Если не считать тот злополучный вечер, когда после ухода жены отправился в бар, напился с горя и стал жертвой грабителей.
Однако в фильме бывший профессор и выглядит и разговаривает как простой мужик. Да, он потерял память. Но не мог же он утратить привычек состоятельного человека, изменить свой словарный запас? Знахарь лечит бедняков и разговаривает с ними на доступном им языке. Из недр его памяти не всплывают непонятные медицинские термины. Его речь довольно проста.
Здесь вот в чем дело. Во-первых, в закоулках человеческой памяти может что угодно происходить, в особенности после серьезной травмы, физической и душевной. Во-вторых, Вильчур немногословен. Был бы говоруном, быть может, он и озадачил своих собеседников непонятными словами и фразами, но он больше молчит. В-третьих, сценарист взял из романа самое главное, опустив множество деталей.
В одной из сцен в романе Марыся делится с Лешеком (влюбленным в нее графом, который позже станет ее мужем) своими догадками: у знахаря Антония есть некая тайна, он не простой безграмотный мужик. К примеру, он знает французский. Не на разговорном, примитивном уровне - он владеет литературным языком. Однажды Марыся показала ему книгу, которую читает, рассказала о своей любви к поэзии и языку Вольтера и зачитала пару строчек. Он тут же по памяти прочитал следующую. Четко и правильно. И вроде бы сам не понял, как с ним это произошло.
Лешек, любивший всякие загадки, решил "протестировать" знахаря - с помощью довольно простого метода.
«В разговоре со знахарем нужно было употребить несколько таких слов, которых простой мужик знать не может»
К слову, в фильме эти два героя лично не знакомы, в книге - они встречаются и беседуют несколько раз. И однажды в беседе с Антонием граф понимает: знахарь - интеллигентный человек, который по какой-то причине выдает себя за простолюдина.
«Вы бы собрали целое состояние, если бы не были таким филантропом.
– Это не филантропия, – сказал он. – Просто для меня важно помочь страдающим»
Это лишь один из вопросов, который Лешек задал знахарю. Полностью диалог здесь.
Лешек понял, что перед ним интеллигент, который выдает себя за простого мужика. Вместе с тем фигура знахаря стала для чего ещё более загадочной.