Найти тему
Бизнес-секреты

Эти 4 вывода из книги «Атлант расправил плечи» перевернут ваше представление о бизнесе

Оглавление

«Атлант расправил плечи» Айн Рэнд — это роман-антиутопия 1957 года. Сюжет такой: США переходят в плановой экономике, государство жестко регулирует рынок, все предприниматели исчезают и страна погружается в темные времена.

Основная мысль автора в том, что без индивидуальной творческой реализации людей общество и государство не способны существовать. Рэнд критикуют за утопичность и радикальность, но некоторые идеи из книги могут вдохновить бизнесменов.

Подписывайтесь на Бизнес-секреты в Телеграм!
На 1200 страницах книги Айн Рэнд воспевает свободу рынка и предпринимательства
На 1200 страницах книги Айн Рэнд воспевает свободу рынка и предпринимательства

Создавайте прототипы

Как было в книге. Один из главных героев книги — изобретатель Генри Риарден. Он создает новый металл, который легче, прочнее и дешевле стали. Однако рынок не принимает изобретение: никто не верит, что дешевый металл будет крепче проверенной стали.

Тогда Риарден предлагает свое изобретение с дисконтом вице-президенту железнодорожной компании Дагни Таггерт. Та поверила в него, закупила металл и построила из него мост. Когда по нему успешно проехал загруженный поезд, недоверие рынка исчезло, и Риарден получил заказы на месяцы вперед.

Как это работает в бизнесе. Риарден и Таггерт создали MVP — минимально жизнеспособный продукт. Этот подход сегодня распространен среди ИТ-компаний: работающий прототип привлекает инвесторов лучше, чем рассказы об инновации.

Илон Маск много лет мечтает заселить Марс. Для этого он создал компанию SpaceX, которая разработала многоразовые ракеты-носители — они удешевят космические полеты. С 2006 по 2008 год компания Маска провела три неудачных запуска. Это чуть ее не разорило. Однако в 2008 году корабль Falcon 1 наконец смог доставить на орбиту полезный груз.

После сообщения об успешном запуске Маску позвонили из NASA и заключили с ним контракт на 1,6 млрд долларов — одного успешного запуска хватило, чтобы привлечь внимание и деньги инвесторов.

Совет для предпринимателя. Прототипы помогут в любой сфере, не важно строите ли вы ракеты или делаете столы с выдвижными ножками. Покажите рынку реальный продукт в действии — если он востребован, покупатель найдется.

Расчетный счет для бизнеса в Тинькофф:
• Бесплатное открытие, онлайн. Реквизиты — в день заявки;
• Первые два месяца — бесплатное обслуживание;
• Любые платежи ИП и юрлицам внутри банка — 0 ₽.
Узнать больше

Не стесняйтесь назначить адекватную цену за продукт

Как было в книге. Государство и лоббисты все сильнее ограничивают бизнес: заставляют фиксировать цены на продукцию и отдавать прибыль на благо общества. В ответ самые успешные предприниматели устраивают бунт. Они покидают Америку и создают свою утопию на необитаемом острове. Единственное правило: никто никому ничего не дает бесплатно. Цены на товары и услуги каждый назначает сам, а за экономическое равновесие отвечает «невидимая рука рынка».

Как это работает в бизнесе. Многие начинающие предприниматели занижают цены на свои товары и услуги, так как стесняются новой роли. Этот путь приведет лишь к разорению и выгоранию. Предприниматель создает добавочную стоимость, когда производит продукты или оказывает услуги: его прибыль справедлива и закономерна.

Совет для предпринимателя. Назначайте разумную цену за свой продукт. Вы помогаете людям экономить их ресурсы: время, силы и здоровье. Если бы не ваш товар или услуга, людям пришлось бы самим тратить силы на создание этих благ.

Помните, что деньги — лишь инструмент

Как было в книге. Персонажи романа постоянно спорят о месте денег в жизни, потому что по-разному понимают их природу. Лоббисты и чиновники видят в них «корень зла», хотя сами живут за счет ренты и налогов. Предприниматели воспринимают деньги как возможности: новые производства, продукты, способ общественного устройства.

В финале книги попытка чиновников самостоятельно распределять деньги в парадигме «от каждого по способностям — каждому по потребностям» терпит крах. В мире уравниловки никто не проявляет никаких способностей, а правительство не в состоянии правильно оценить потребности. Без предпринимателей общество лишается реального производства, переходит в состояние хаоса и борьбы за сокращающиеся ресурсы. Предпринимательская утопия, напротив, развивается и прирастает новыми благами в условиях свободной торговли.

Как это работает в бизнесе. Цель предпринимателей редко ограничена деньгами. Многие стремятся реализовать свою миссию: способствовать техническому прогрессу, упрощать жизнь людей, создавать рабочие места.

Миссия компании «Спортмастер» — «делать спорт доступным», а миссия IKEA — «изменить к лучшему повседневную жизнь многих людей». Обе компании не только зарабатывают деньги, но и приносят пользу обществу.

Совет для предпринимателя. Сформулируйте миссию бизнеса. Для этого можно ответить себе на вопросы: «Почему вы этим занялись?» и «Как это меняет жизнь людей к лучшему?» Миссия поможет не сдаться, несмотря на все трудности предпринимательства.

Пробуйте снова, если с первого раза ничего не получилось

Как было в книге. США переживают экономический крах: никто не хочет проявлять инициативу и трудиться, если в итоге получает столько же, сколько сосед-бездельник. В этот момент предприниматели решают вернуться из своей утопии, чтобы возродить мир. Хотя в первый раз их предпринимательские усилия пропали даром, они готовы строить мир заново.

Как это работает в бизнесе. Не всегда все идет по плану. Не все продукты сразу становятся востребованными, а прорывные идеи часто не получается реализовать из-за непродуманной бизнес-модели или неблагоприятной ситуации на рынке.

Это не значит, что предпринимательство не для вас — просто в этот раз что-то пошло не так. Отдохните немного, пересчитайте все, найдите вдохновение и возвращайтесь к делу.

Совет предпринимателю. Никогда не опускайте руки. Мир в вас нуждается.

Больше полезных материалов для предпринимателей — в «Бизнес-секретах».