Расставшись с журналистикой, от которой я изрядно утомилась, и вдохнув полной грудью воздух пенсионной свободы, я решила выполнить свое давнее желание - сняться в кино.
Путь в него лежит через кастинги. Актеров ставят перед камерой и начинают крутить так и этак: а кто ты, а зачем тебе, а что умеешь, а готова ли к командировкам? Предъявив кастинг-директору свой актерский диплом, который получила в незапамятные времена, я сразу сказала, что к командировкам и постельным сценам не готова, а все остальное - пожалуйста.
Усталый дяденька, который меня просматривал, оценил мой тонкий юмор и сразу предложил эпизодическую роль в сериале "Дело врачей" (наверное его и сегодня крутят по тв). Десять тысяч рублей за два дня съемок, указанные в договоре, были приятным бонусом к приключению.
Серия, в которой мне предстояло сниматься, называлась "Непрерванный полет". Она создавалась по реальным событиям в Домодедовском аэропорту, когда при посадке пассажирского самолета какой-то придурок ослепил пилотов лазером, и им пришлось сажать самолет вслепую. Было много пострадавших; сами пилоты получили травмы разной степени тяжести; командир корабля слег с инфарктом в госпиталь, там и разыгрывались дальнейшие события.
Второй сюжетной линией была страшная расправа над подростками в парке. Якобы, какой -то мерзавец подвесил их вниз головой на дереве и слил из тел кровь. Информацию об этом напечатала городская газета. Позже выясняется, что это все враки, которые организовал беспринципный фотокорреспондент. Но пока его разоблачили, пострадало несколько человек, а "свидетельница" происшествия, которая столкнулась с "убийцей" детей в парке, оказалась на больничной койке с сердечным приступом. Рядом, на соседней койке, должна была лежать моя героиня - простая русская баба, как сказала артистка Вера Марецкая в фильме "Член Правительства".
Меня предупредили - с костюмами туго, везите на съемки свои.
Я достала яркий турецкий халат, купила новые тапочки и стала учить текст. В день "икс" рано утром я уже была в Текстильщиках, в военном госпитале, где снимали кино.
Очень хотелось спать. В госпитале уже суетилась съемочная группа. Я кое -как причесалась, гримеры подрумянили мне щечки, помощница режиссера оглядела мой вилюровый халат и махнула рукой -- пойдет.
В госпитале было страшно холодно, везде сквозняки. Я продрогла еще до начала съемок и с завистью смотрела на женщин из массовки в теплых спортивных костюмах. Они были опытными артистами, я же снималась в кино в первый раз, мне все было в новинку.
В этот день параллельно снимали на одной площадке сразу две серии. Места было мало, для женщин отгородили закуток в вестибюле. Оттуда их постоянно выдергивали для съемок. Наконец дернули и нас, участниц сцены, с которой начинается фильм. Больничная палата, три женщины читают газету с описанием преступления. Первая реплика моя.
-- Свет! Камера! Мотор! - командует режиссер. И я почти скороговоркой выпаливаю свой текст.
-- Стоп! -- кричит режиссер. -- Сначала! Свет, камера, мотор!
И опять я вылезаю вперед паровоза, и опять -- "Стоп".
-- Галя, не тупи, я еще не дал команду "начали!"
Ах вот в чем дело! Я пытаюсь не тупить, но после команды "мотор!" слова вновь сами собой срываются с языка. И так раз пять.
Я удивляюсь режиссерскому терпению -- как он не запустил в меня микрофоном? Мне было стыдно! Я ведь насочиняла на кастинге, что уже снималась в кино, и вдруг такая лажа! Ничего, успокаивала я себя, лиха беда начало.
По всей видимости режиссер думал так же, потому что ограничился только известным русским словом, не требующим перевода. Как только оно долетело до моих ушей, все сразу встало на свои места: свет, камера, мотор, НАЧАЛИ!
В кино большое значение имеют партнеры, это искусство коллективное. Если рядом с тобой профессионалы, работать одно удовольствие. Мой первый опыт в "Деле врачей" был именно таким. Моими партнершами были профессиональные актрисы, снимал фильм известный в цифровом кино режиссер. Вся команда работала, как часы. Это было здорово! Не испортило съемку даже то, что я простудилась на больничных сквозняках и снималась с температурой. Понравились мне и обед, который к моему большому удовольствию привезли на съемку, и добросердечные отношения в съемочной группе. Нет, не зря я два дня вставала ни свет ни заря, это было приключение, которое доставило мне удовольствие.
... За три года я снялась в семи сериалах. Роли были эпизодические, и я уже не вспомню все. Не на все предложения я откликалась -- отказывалась участвовать в съемках в сериалах с экстрасенсами и колдунами ( а были и такие, и немало), в морозные дни зимой и знойные летом. Оказалось, что актрисы моего возраста и моей крупной фактуры очень востребованы. Снимали меня с двух-трех дублей -- я быстро освоилась перед камерой, вспомнила старую науку, когда работала на телевидении. Но уставала изрядно. Много времени уходило на ожидание съемок. Хорошо, если твой эпизод в начале смены, а если его засунули в конец? Вот и маешься часами без дела, а это хуже всего.
Хотя нет, есть кое что и похуже -- оказаться в кампании непрофессионалов. Как-то предложили мне интересную роль в сериале "Не ври мне". Живут рядом две женщины -- одна хорошая, другая тоже вроде хорошая, но на самом деле плохая. Воспользовавшись ситуацией, она крадет у хорошей соседки дорогую вещь и обвиняет в этом парнишку-сироту, которого хорошая соседка опекает. Ее разоблачают, но прощают, потому что украла она под давлением обстоятельств. Занавес. Такой себе мексиканский сюжет. Но сыграть интересно.
Я выучила роль, нафантазировала судьбу героини, ее социальное положение, отобрала костюмы и, воодушевленная, отправилась на съемку.
Там все было готово. Режиссер уже, было, начал снимать первую сцену, как... "Неудачи преследовали нас"-- прямо по тексту из повести "Два капитана". На нас обрушился облом: актриса, утвержденная на роль хорошей соседки, превратилась в соляной столб как только включили камеру, -- ни бе, ни ме.
Текст напрочь вылетел у нее из головы. Такое случается у диабетиков и тех, кому за 70. А исполнительнице было 74. К тому же, как выяснилось, актрисой она вовсе не была - не то учительница, не то библиотекарь... Спонсоры сериала настаивали на том, чтобы главная героиня была очень возрастной. Свободных актрис не нашлось. Вот и раскопали где-то в анналах кастингов подходящую по возрасту и типажу массовичку.
Съемочный день, заложенный в график, грозил улететь коту под хвост. Помучившись с бабулей еще какое -- то время, так и не добившись результата, режиссер принял решение, не отходя от кассы, искать замену -- график срывать нельзя.
Нашли! Примерно к обеду ее уговорили срочно приехать на съемки, а когда группа допивала компот после супа и котлет, женщина уже распаковывала свой чемоданчик с костюмами.
Это была очень милая девочка--старушка с прямой спинкой бывшей балерины и пучком соломенных волос на затылке. Балерина? Хм. Какая же это актриса? Но вопреки ожиданиям у нее оказалась прекрасная дикция и неплохая память, если сходу она смогла освоить совершенно незнакомый текст и выдать его перед камерой. К тому же другой не было. Режиссера отпустило -- в график впишемся. А вот я все же сомневалась не зря.
Освоить текст и выучить его -- это разные вещи. В театре текст именно учат, а не осваивают. Там все действие завязано на репликах партнеров. Можно, конечно, где-то приврать, но за отсебятину били крепко. Отсебятина -- это грубый непрофессионализм. У меня театральное воспитание. Без выученного текста нельзя выходить на площадку --хоть на сценическую, хоть на съемочную. Я пыталась идти по тексту, а Оля ( так звали партнершу) -- по смыслу, выдавая отсебятину. Получается " в огороде бузина, а в киеве дядька". Теряется не только смысл моих реплик, но из диалогов выпадают целые куски текста. Да что там, выпала ключевая сцена, которая раскрывала суть характера моей героини. К тому же мы с Олей работали на разных скоростях. Я в обычном бытовом темпе, она же -- в замедленном, с паузами, пытаясь вспомнить обрывки текста, который проглотила перед репетицией. Мне изрядно надоело ее погонять. От "когнитивного диссонанса", как говорят психологи, я нервничала, выматывалась и мечтала только об одном -- чтобы быстрее завершить съемку и отправиться домой.
Мешало работе и другое: соленые выражения, которыми была уснащена речь мужской части съемочной группы, начиная с режиссера и кончая мальчишкой-ассистентом звукооператора. Женская часть коллектива не обращала на это никакого внимания. А у меня горели уши от стыда за них. К тому же авторитет режиссера падал в моих глазах с каждым произнесенным грубым словом. Я не понимала, как с ним работать
В целом история завершилась вполне благополучно, если не считать того, что домой я приехала к полуночи вымотанная до предела. И фильм получился неплохой. Меня, например, сильно зауважал наш сантехник Толик, который любит смотреть сериалы. Нашла отклик наша "мексиканская история" у консъержек. Народ тебя знает в лицо, посмеивалась над моей популярностью дочь. А я не против, снимаем-то не для элиты, -- для народа.
Ну а если серьезно, сериалы -- вещь нужная. Легкие незамысловатые бытовые сюжеты "мыла" , простенькая, без вычурности цифровая съемка, добротная игра артистов -- своеобразная школа воспитания для зрителей. В них все расставлено по своим местам - это хорошо, а это плохо, не надо ломать себе мозги над проблемами бытия . А уж какая польза от съемок артистам, и говорить не приходится. Это элементарно возможность перехватить несколько тысяч рублей, если нет постоянной работы и ты на мели. Насмотрелась я на таких бедолаг на кастингах. Понтов, конечно, много. Но старые джинсы, стоптанные ботинки, нестриженые затылки вопиют о бедственном положении. Такие "мастера кадра" готовы играть в массовке за 500 рублей ( так было 10 лет назад. Ставка актера с эпизодом -- от 3 до 5-7 тысяч. "Сквозняки", то есть актеры, играющие сквозные роли в сериалах от серии к серии получают значительно больше). Так кому плохо от того, что в России снимают цифровое кино для домохозяек?
В кино я больше не снимаюсь, веду блог в Дзене. Рассказываю об эпизодах своей богатой на встречи и события жизни. Если кому-то это интересно, подписывайтесь на мой канал, ставьте лайки, пишите комментарии. Мне есть чем вас развлечь.
Вот ссылка на тот многострадальный фильм, о котором я пишу https://youtu.be/7ixvY3HPB6Y Там на фото слева -- добрая соседка Аня, которую играет Оля. Справа - плохая Нина, это я. Смотрю на Олю с кислым видом, хотя на самом деле ей спасибо надо сказать. Она вывезла на своих хрупких плечах целый фильм! Смогла бы я, профессионалка, вот так нырнуть в съемки, не зная текста? Вряд ли. А она нырнула. Выручила съемочную группу и мне дала возможность заработать на кусочек хлеба с маслом.