Найти в Дзене
Микрофоны «Октава»

Понимание устройства микрофона - типы преобразователей, диаграммы направленности, ачх

В звукозаписи и студийной работе путь многих типов записываемых сигналов начинается именно с микрофона. В этой статье мы разберемся какие типы микрофонов существуют, как и для чего их использовать и на какие характеристики нужно обращать внимание.
Итак, начнём с принципа действия, разобрав такие виды микрофонов, как конденсаторные, ленточные и динамические.

Конденсаторные микрофоны обладают высоким качеством звука, отличной передачей всего слышимого спектра частот. Идеально подходят и для студийной, и концертной работы - вокал, акустические инструменты. Нуждаются в фантомном питании. Конденсаторный микрофон представляет собой две обкладки конденсатора расположенные очень близко друг к другу - металлическая задняя является корпусом, а мягкая передняя - мембраной микрофона. Они имеют различную поляризацию и между ними образуется электростатическое силовое поле. Яркими примерами достойных конденсаторных микрофонов можно назвать МК-117, МК-115, МК-012.

Динамические микрофоны хорошо передают звук, используются в записи гитарных кабинетов, барабанов, перкуссии. Используются и в концертном, и в студийном варианте. Не нуждаются в фантомном питании. Капсюль динамического микрофона представляет собой проводник или цилиндрическую катушку из медного провода, прикрепленную к мембране и помещенную в статическое магнитное поле. Звуковые волны влияют на мембрану, заставляя катушку смещаться и тем самым генерируют электрический сигнал. Пример -
МД-380А.

Ленточные микрофоны характерны мягким, теплым звучанием. Отлично передают тембры акустических инструментов. Нередко используются при записи рояля и духовых инструментов. Очень хрупкие и не нуждаются в фантомном питании. Устройство преобразователя очень похоже на динамический микрофон, с той лишь разницей, что вместо цилиндрической звуковой катушки используется металлизированная лента. Яркий тому пример -
МЛ 52-02.

Следующей важной характеристикой является частотный диапазон. Наше ухо способно воспринимать частоты в пределах 20Hz - 20kHz. В спецификации микрофона часто указывается АЧХ конкретной модели и то как она реагирует на звук в пределах вышеуказанного диапазона. Если АЧХ микрофона более менее ровная относительно 0 на графике (как правило, это средняя линия), то это означает, что микрофон натуральный по звуку, точно и достоверно передаёт звучание записываемого инструмента - так, как мы его слышим.

Далее рассмотрим направленности и их типы. Кардиоида - воспринимает звук спереди микрофона. Частично не чувствительна к звуку по бокам и совсем не воспринимает звук сзади микрофона. Пример:
МК-115, МК-104. Суперкардиоида - практически аналогична кардиоиде, но имеет более узкий “лепесток” спереди, более изолирована, захватывает меньше отражений и призвуков, чем кардиоида - как в микрофоне МКЭ - 215 - 2. Гиперкардиоида - превосходно воспринимает звук спереди, менее чувствительна по бокам и практически не чувствительна сзади, например, МК-012. Имеет чуть более узкий выраженный “лепесток” спереди, чем суперкардиоида. Максимально изолирована, не захватывает посторонние шумы.

Круг - одинаково воспринимает звуки по всей окружности, со всех направлений от микрофона. Не имеет эффекта приближения. Такой направленностью характерен
КМК-1191. Восьмёрка - чувствительна к звуку спереди и сзади микрофона, не воспринимает звук по бокам, как в МК-101-8. В большинстве случаев, для записи инструментов и вокала используется кардиоида и ее виды, иногда восьмёрка. Кардиоида поможет избежать проникновения лишнего шума в сигнал. Круговая направленность используется в тех случаях, когда нужно записать всё, что происходит вокруг микрофона. К слову, ламповый микрофон МКЛ-5000 является полностью универсальными и имеет переключаемую диаграмму направленности, позволяя выбрать “восьмёрку”, кардиоиду или круг.

Далее рассмотрим основные технические характеристики.
Импеданс - электрическая характеристика микрофона. Применяйте низкоимпедансные микрофоны, когда необходимо избавиться от шумов длинных микрофонных кабелей.
Максимальное звуковое давление (SPL) - самый громкий звук, который микрофон может снять без искажений.

Собственный шум (дБА) - параметр, показывающий насколько микрофон шумный. Чем ниже значение дБА, тем лучше. Также есть ещё параметр сигнал/шум (S/N). Чем выше его значение - тем лучше.
Питание в 12 или 48 В всегда нужно конденсаторным микрофонам. Как правило, его обеспечивают либо внешние источники фантомного питания, либо микшерный пульт, подается по стандартному XLR-кабелю, который коммутируется любой из вышеперечисленных микрофонов