"Небесные" доски сняты с деревянных шатровых храмов Олонецкой губернии, там они располагались на высоте 3-6 метров, а теперь их можно увидеть совсем близко. В музее они стоят на полу нижнего яруса храма Рождества Христова г. Каргополь, без стекол, что позволяет рассматривать их подробно.
Единственный недостаток и сложность - скудное освещение, что затрудняет процесс фотосъемки.
Пример того, как выглядят "небеса" в их родной среде. Это доски треугольной формы - от 4 до 20 граней, собранных в круглую форму, где в центре композиции помещается изображение Спасителя или Святой Троицы. На фотографии "небеса" находятся в процессе реставрации, поэтому они под заклейкой.
В музее представлены комплексы из храмов:
Георгиевская часовня XIX века, д. Низ
Никольская церковь конец XVIII века, с. Волосово
Церковь Рождества Христова 1745 г., ур. Большая Шалга
Церковь Рождества Богородицы XIX века, Красная Ляга
Никольская церковь 1890 гг., д. Жуковская (Ловзанга) Иконописец П.П. Булатов
Последний в списке храм самый поздний памятник подобного творчества и самый самобытный.
Мы знаем фамилию человека, который расписывал эти доски в живописной манере. Это мастер самоучка, он никогда не покидал пределы Олонецкой губернии, не обучался рисованию и живописи. У него были листы гравюр Юлиуса Шнорра фон Карольсфельда размером с почтовую открытку. Он мастерски сумел перерисовать их на доски. Его живописная манера весьма экспрессивная, яркая, он весьма свободно использует свето-теневые моделировки для создание объема.
Сюжетами гравюр немецкого художники были библейские темы Ветхого и Нового завета.
Сюжет "Брак в Кане Галилейской"
Это история произошла в самом начале проповеди Христа. Господь приходит к молодым людям разделить их радость, а в середине пира выясняется, что вина не достает гостям. Тогда Он повелел просто наполнить кувшины водой и по Его благословению вода становится вкуснейшим вином. Так что все дивятся! По обычаю вначале хозяин угощал лучшими запасами, а позже приносили питие проще. Наверно это самое простое земное чудо, которое Господь совершает, Он входит в их печаль, изменяя ее на вечную радость!
Полной противоположностью увиденному являются "небеса" из Георгиевской часовни в деревне Низ.
Это простые по письму, наивные по исполнению евангельские и ветхозаветные сюжеты. Лики святых ясные, простые, доверчивые!
Сюжет "Грехопадение Адама и Евы" расписан подробно, с множеством обстоятельств и дополнений, который делают живопись повествовательной, увлекательной. Можно рассматривать разнообразие животный: рядом с анатомичными козами, овцами соседствуют фантазийный лев с человеческим лицом и знакомый каргопольцам - бурый медведь!
Суд царя Соломона изображен лаконично, бесстрастно и в тоже время очень доступно, наглядно. У женщин вышел спор о ребенке, чей он? Царь приказал разрубить его пополам, чтобы никому не было обидно, тогда родная мать стала умолять не делать этого и отдать его оппонентке. Так была явлена царская мудрость.
Аристократичные, строгие лики академического письма из храма Рождества Христова 1745 года в урочище Большая Шалга.
На последней фотографии 1970-х годов можно увидеть их расположение в храме. В центральной части над иконостасом помещалось изображение Распятия, а далее в гранях были изображены ангелы и евангелисты.
На примере трех храмов мы увидели насколько разнообразным было письмо мастеров Русского Севера. От простого, наивного до академического, а порой в основу были положены образцы европейских композиций.