Получается, какое-то разделение людей на категории. Этот 1 сентября обещает быть весёлым не только для обычных российских школьников, но и для детей гастарбайтеров. И ведь эта проблема существует достаточно давно и в некоторых школах таких детей может набраться около половины класса. Но стоит ли тасовать детей по школам, ведь есть, например, родственные связи?
Где-то густо, а где-то пусто
Депутаты Госдумы понимают, что разделить всех и быстро не получится, но предлагают хотя бы сделать распределение школьников более равномерным. По данным экспертов, в нашей стране на сегодня обучается около 100 тысяч детей и из-за «неравномерности рабочих потоков» дети тоже распределены по школам неравномерно, где-то густо, а где-то пусто).
Идеальный вариант — в каждом классе не больше 10% от общего числа учеников.
Во всём виноват «Садовод»
Безусловно, большая часть школьников сосредоточилась в Москве и Московской области. Кто-то скажет, что во всём виноват «Садовод» или «Фуд сити», и отчасти будет прав, но, с другой стороны, что делать? Ведь бывают ситуации, когда коренные жители вынуждены отдавать своих детей в 1 класс в другие районы.
«Бегите отсюда, 90% класса приезжие, зачем это вам? Тем более, у вас девочка», — рассказывает жительница из Люблино.
Отдельные школы
Как вариант, можно сделать отдельные классы или даже школы для школьников, которые не говорят по-русски. Опыт в регионах есть. Например, в прошлом году подобный класс под литерой «Ж» в школе №33 Волгограда появился в районе Аэропорта. Ещё раньше, в 2018-м, такой же класс открылся в Екатеринбурге в школе №59. Инициативой директора была создана адаптивная языковая среда, много внимания уделили профилактике буллинга. А ведь если не говорящих детей в классе мало, это отличная почва для ксенофобии.
Около столичных школ пока идут только разговоры об этом, ведь в том же Обнинске, где гастарбайтеров больше всего, таких адаптивных классов нет. А причина простая — нет денег, ведь учителям придётся доплачивать за их работу или нужно брать в штат специально обученных людей.
Но проблема куда шире, потому что на сегодняшний день нет ни специальных учебников, ни программ.
Закон должен быть изменён
Что же предлагает глава СПЧ? У него всё просто, он предложил запретить принимать в школы РФ детей, не владеющих русским языком, а обучать их в специальных центрах. И, безусловно, он помнит, что по закону это сделать нельзя.
«Значит, надо изменить закон», - сказал Валерий Фадеев.
А что касается закона, то вот вам простой пример из Северной столицы. Местные дети не могут попасть в лицей, а значит, в будущем стать врачами или инженерами, потому что все места уже заняты детьми гастарбайтеров, ведь в школе уже учатся их многочисленные братья и сестры. Престижная школа также оказывается не в лучшем положении, ведь качество падает, возникают конфликты с другими ребятами, классным руководителям надо организовать адаптацию таких школьников и так далее.
Кстати, что касается образовательных программ, то они давно уже есть. Как вариант, можно взять готовые программы для детей-билингвов (детей, которые овладевают русским (неродным) языком), логопедические или программы, которые использовались в школах Средней Азии 30–40 лет назад. И снова возвращаемся в прошлое😁
Как я отношусь к таким детям
Да точно так же, как и ко всем остальным. По национальности я татарин и всю жизнь дружил с детьми других национальностей. На сегодня мой лучший друг — мариец. Да будет тяжело, но все дети быстрее ассимилируются, если будут учиться вместе. Всё упирается, как всегда, в финансы.
А что касается главы СПЧ, то он уверен, что закон надо изменить и отвечая на вопрос о том, когда может быть принята такая норма, он уточнил: «Надо ставить задачу, чтобы к следующему 1 сентября в 2024 году эта система была готова».
Пишите в комментариях, много ли в вашем классе учится детей, которые не знают русский язык и как справляется с ними классный руководитель.