Найти в Дзене

Два дня в уездном Гороховце. Под Пужаловой горой

/Владимирская область/ Гороховец опровергает законы физики – внутри он больше, чем снаружи. Посмотреть на карту – крохотный городок, который, не ленясь, за день можно обойти пешком вдоль, поперек и по окружности, но интересностей в нем понабралось так много, что они существенно затрудняют передвижение, ведь хочется рассмотреть каждую. Гороховец не зря называют музеем под открытым небом. Гуляя вдоль его городской набережной, протяженностью около километра, я намотала семь километров, просто заглядывая на соседние улочки. План на второй день был, как мне казалось, скромнее – побывать на Пужаловой горе, а по дороге посмотреть все интересное под Пужаловой горой. А начала я с дома Шорина. Дом Шорина стоит практически на трассе М7, но вчера я старательно от него отворачивалась, имея целью попасть на набережную. В 6 часов утра ограда была заперта, но и экскурсионных групп не было. Дом Шорина предстал предо мной во всей своей красе. Как из сказки. Этот дом построил Михаил Иванович Шорин – стар

/Владимирская область/

Гороховец опровергает законы физики – внутри он больше, чем снаружи. Посмотреть на карту – крохотный городок, который, не ленясь, за день можно обойти пешком вдоль, поперек и по окружности, но интересностей в нем понабралось так много, что они существенно затрудняют передвижение, ведь хочется рассмотреть каждую.

Гороховец не зря называют музеем под открытым небом. Гуляя вдоль его городской набережной, протяженностью около километра, я намотала семь километров, просто заглядывая на соседние улочки. План на второй день был, как мне казалось, скромнее – побывать на Пужаловой горе, а по дороге посмотреть все интересное под Пужаловой горой.

А начала я с дома Шорина. Дом Шорина стоит практически на трассе М7, но вчера я старательно от него отворачивалась, имея целью попасть на набережную. В 6 часов утра ограда была заперта, но и экскурсионных групп не было. Дом Шорина предстал предо мной во всей своей красе. Как из сказки.

Этот дом построил Михаил Иванович Шорин – старший сын Ивана Александровича, основателя судостроительного завода. Иван Александрович – обычный крестьянин, старообрядец, имел всего три класса образования, при этом технический склад ума и огромное трудолюбие. В 1902 году Шорин-старший основал в Гороховце котельно-судостроительный завод, а в 1907 году на заводе была построена крупнейшая в мире нефтеналивная баржа «Марфа Посадница». Иван Александрович гордился своим происхождением, в купеческую гильдию не вступил, а к подписи своей всегда добавлял «крестьянин из деревни Выезд».

Михаил Иванович с момента основания завода работал его заведующим, по сути руководил коммерческой и технической деятельностью. И после национализации предприятия продолжил работать на нем. Осужден в 1938 году на 15 лет трудовых лагерей, откуда уже не вернулся. Завод же существует и по сей день, слышала, что существует неплохо. Да и внутрь дома можно попасть, там сейчас расположилось муниципальное учреждение «Дом народного творчества и ремесел».

Напротив дома Шорина, на другой стороне трассы М7, сразу за первым светофором, если двигаться из Москвы, стоит церковь Казанской иконы Божией Матери. С нее начинается Гороховец для всех автомобилистов, въезжающих в город.

Деревянная церковь была перестроена в каменную на деньги купца Ширяева в 1708 году. Советская власть закрыла храм только в 1938 году по причине большого скопления людей – во время богослужения советские граждане молились даже на улице у открытых окон. В 1948 году церковь вновь открыли, а на Пасху салютовали из фронтового оружия. Салюты, правда, быстро прекратили, но храм больше не закрывали, хоть и стоит он у самой дороги.

Чтобы по спортивному забраться на гору, я неспортивно поехала ко входу в городской парк на машине по улице Ленина (бывшая Благовещенская), по дороге останавливаясь исключительно у самых известных домов.

Дом Морозова в Гороховце построил... всё тот же Шорин. Иван Александрович – Шорин-старший. Построил для своего зятя.

Сейчас в доме Морозова расположен Музей технической мысли «Марфа Посадница». В надежде увидеть самую большую в мире нефтеналивную баржу я обошла здание вокруг, баржу не обнаружила, но заинтересовалась стендом с изображением Шуховской башни. Оказывается, Иван Александрович Шорин познакомился и работал с Владимиром Григорьевичем Шуховым в крупной компании «Строительной конторе инженера А.В. Бари», там Шухов служил главным инженером и техническим директором, а Шорин управлял Тихорецкими мастерскими, до момента своего возвращения в Гороховец, где он построил уже собственный бизнес.

Сотрудничество Шориных и Шухова продолжилось, та самая Марфа Посадница была создана по чертежам Шухова, как и несколько других барж судостроительного завода. Рабочие судостроительного завода в послереволюционные годы принимали участие в клепальных работах для башни Шухова.

Следующий дом – дом Пришлецова. Его еще называют домом с русалками. Чтобы увидеть русалок, надо ехать в Гороховец, у меня они получились мелковато, а на месте их можно рассмотреть – русалки прячутся в наличниках окон среди необычных и богатых узоров.

Сейчас в доме живут люди. Попасть внутрь можно только если вас пригласят в гости. Ну, это нормально. Собственно, дом для людей и был построен, а именно для Федора Ксенофонтовича Пришлецова, председателя земской управы. Правда, в 1919 году в доме разместилась городская ячейка РКП(б), но потом, она, видимо, нашла домик получше, а этот образец неорусского стиля вернулся к людям.

У самой лестницы, ведущей в городской парк, оказался еще один достопримечательный домик – дом Краснощекова. Лейб-гвардии корнет Николай Павлович Краснощеков, выйдя в отставку, избирался мировым судьей по Гороховецкому уезду, затем, был земским начальником в уезде, а позже, стал уездным предводителем дворянства. Этот дом занимали они вместе с супругой, кстати, уроженкой Австрии. На самом деле, дом двухэтажный, но первый каменный этаж утопает в зелени и осыпающемся грунте. Однако, не подумайте, что предводитель гороховецкого дворянства жил столь скромно, у него еще и поместье было с садиком и прудиком.

Фото дома Краснощекова стоит первым в галерее выше, а если вы будете листать галерею вправо, то увидите другие красивые дома и домики Гороховца, которые попались мне на пути.

Еще один дом под горой надо обязательно посмотреть. Очень рекомендую. Настоятельно. Хотя сама я его почти не видела. Попрыгала немного у мощного забора, сохранившегося, кажется, с XVII века. Но это не точно. А вот дубовые ворота – точно XVII века. За воротами просторный двор дома Ершова. Сейчас в каменных купеческих палатах расположился Гороховецкий историко-архитектурный музей, который по случаю раннего часа был закрыт, ну и ворота тоже.

Дом был построен под самой Пужаловой горой примерно в 1680 году. То, что мне удалось разглядеть производит впечатление. Это просто огромный для XVII века, основательный, каменный, а главное, трехэтажный дом. Состояние Ершов сделал на винокуренном бизнесе. Четыре храма в Гороховце были перестроены из обветшавших деревянных в каменные на средства купца, в том числе и Сретенская церковь, с которой хотели снять колокола для отправки в епархию, о чем я писала в предыдущей статье про Гороховец.

О последних днях Купца Ершова ничего не известно. Известно, что позже дом отошел к купцу Ширяеву, перестроившему на свои средства Казанскую церковь, а затем к Сапожникову, на деньги которого были построены женская гимназия и богадельня. Вот так интересно и щедро жили под Пужаловой горой с XVII до начала XX века. О том что творилось и творится на Пужаловой горе, читайте в блоге уже скоро.

6.08.2023