/Владимирская область/
Колесо редкого москвича закатится за Владимир. А уж если закатится, то поедет дальше до Нижнего Новгорода, мимо незаметного Гороховца, прилепившегося к трассе М7. Как и многих туристов, меня в Гороховец привело отсутствие мест в гостиницах Нижнего Новгорода. Как и многие туристы, я оказалась рада такому стечению обстоятельств и выяснила, что даже двух дней в Гороховце маловато.
По дороге в город я сделала две вещи – послушала о его достопримечательностях и поменяла на обочине трассы пробитое колесо. После таких внезапных приключений на достопримечательности смотреть не хотелось, а хотелось на пляж. Почему бы и нет? В Гороховце есть пляж. Прекрасный городской пляж отмечен на карте города. Я была приятно удивлена чистым белым песочком, темными, но чистыми водами Клязьмы, радостным многолюдством и кабинками для переодевания.
К пляжу ведут две лесенки с набережной Клязьмы, оборудованной, как теперь положено по правилам устройства городской среды, для прогулок горожан. А вдоль набережной тянутся небольшие домики – деревянные или двухэтажные с первым этажом каменным, а вторым – из дерева. Не знаю, сохранились ли эти двухэтажные домики с позапрошлого века или строительство из разных материалов стало архитектурной традицией города, а все равно кажется, что это фрагмент сытого уездного Гороховца из прошлого удивительно замешан с довольством набережной настоящего. Я позавидовала мужчине, который вышел из своего двора, и... не пошел купаться, это удовольствие доступно ему всегда, а умиротворенно, с тем самым довольством взирал на радостных земляков, плескающихся в речке.
Гороховец – городок небольшой, большую часть достопримечательностей можно с самой набережной рассмотреть, так что и ходить после купания почти никуда не придется, так думала я и, конечно, ошиблась. Но это стало ясно позже, а пока я отправилась на другой берег Клязьмы, преследуя три цели: побывать на понтонном мосту, дойти до Свято-Знаменского монастыря и взглянуть на место впадения ручья Великий в Клязьму.
А ведь могла проехаться на машине! Понтонный мост оказался весьма основательным, на моих глазах по мосту проехал грузовик, а любопытствующие прогуливались по пешеходной части моста, похожей на тротуары. Тем не менее, мост – явление временное. Зимой на другой берег перебираются по льду, а в межсезонье – на лодке.
На дальнем берегу – только монастырь, а за ним – поля, луга и леса. Всего в Гороховце три действующих монастыря, но Свято-Знаменский – самый древний, он был основан в 1598 году, как мужская обитель, и в просторечии звался Красногривенским. От моста дорожка, хоть и плавно, а все же идет в горку, монастырь расположен на Красной гриве – небольшой возвышенности, по названию которой он получил свое прозвище.
Конечно, я сказала «ах!», когда деревья расступились и Знаменский храм засиял белизной среди зелени лугов. А позже еще раз ахнула, когда от стен храма посмотрела на город. К моему приходу Всенощная закончилась, в храм я не зашла, посмотрела на здания монастыря и аккуратно причесанную территорию обители, ставшей в нашем времени женской.
Славу Гороховцу принесло купечество. Если соберетесь в город, обязательно почитайте о развитии промышленности и торговли в Гороховце, и людях, которые растили ВВП в XVII веке. Многое в нынешнем архитектурном образе города определяется представлениями зажиточных горожан XVII века о выгодном расположения предприятий, торговых площадей, о важности демонстрации своего успеха конкурентам. Клязьма, как основная транспортная магистраль, использовалась не только для перевозок, она являлась и средством привлечения инвестиций. А значит, город должен был выглядеть максимально привлекательно с реки.
То, что этот градостроительный замысел купечеству удался, было понятно еще от понтонного моста, а уж тем более от монастыря, но я всё же дошла до места впадения ручья Великий в Клязьму, чтобы именно оттуда посмотреть на Гороховец, как мне рекомендовал путеводитель.
Великий оказался невелик и спрятался где-то за кустами. Смотровая площадка была отмечена фрагментом песчаного пляжа, на которой молодежь распивала прохладительные напитки и наслаждалась разнообразной музыкой из нескольких смартфонов одновременно. Впрочем, открыточный вид действительно присутствовал и отсюда он был самым открыточным. Путеводитель не обманул.
Весь город хорош, а манит к себе Троице-Никольский монастырь, на панораме он справа, высится над городом. Я решила туда обязательно попасть. Но чтобы с понтонного моста выйти на продолжение набережной, надо пройти вглубь города буквально сто метров, и тут ты оказываешься перед выбором – Сретенский монастырь или набережная.
Сретенский монастырь – тоже женская обитель, еще более аккуратная и приглаженная, чем Свято-Знаменский монастырь. Гулять здесь одно удовольствие – трава подстрижена, кусты причесаны, а все здания ансамбля подписаны, так что уж точно не запутаешься.
Сретенский монастырь за его долгую, с 1658 года, историю пробовали закрыть трижды. В 1764 году на попытку снять колокола и увезти их во Владимир, местные жители резонно возразили, что построен монастырский храм был не на казенные деньги, а купцом из собственного капиталу. В 1868 году МВД Российской империи намерилось устроить в монастыре тюрьму, но после собственного же аудита от намерения отказалось. Советская власть, понятно, монастырь все же закрыла. Интересно, что по сию пору о нем немного информации, да и та противоречива. Так что не взыщите строго.
Не хлебом единым жив человек, и красота окружающего желание поесть отложила на некоторое время, но не отменила. А поесть в Гороховце негде. Это следует честно признать. То есть формально еда есть, но практически ее нет. Я нашла четыре заведения. Одно было закрыто на банкет, другое – по причине позднего времени (работает до 17 часов), третье – условно приличная столовая, четвертое – чайхана с небольшим выбором блюд и жутким сервисом, если его можно так назвать. Так что, будете в Гороховце, обязательно посетите кафе Султан. Я там не была, уже по возвращении почитала отзывы и прикинула, что это наиболее надежное место. Ну, умозрительно...
Кстати, с гостиницами в Гороховце примерно такая же ситуация, как и с едой. Пока места хватает всем, кому его не хватило в Нижнем Новгороде. То есть если очень надо, то место поспать, как и место поесть вы найдете. И это жаль. У Гороховца явно большой туристический потенциал, и если туристам предложить немного современного быта, они бы с радостью оставались тут на ночь, а то и на две, и город богател бы. Купцы в XVII веке такие простые расклады хорошо и быстро понимали, видимо от того, что деньги вкладывали свои, а не казенные.
Худо-бедно потрапезничав, я вернулась из Сретенского монастыря на набережную, прошла совсем немного по ней и снова углубилась в город. Как пройти мимо куполов Благовещенского собора, ослепительно сияющих своим золотом? Их даже с другого берега видно. На колокольню не попала, она открыта до 18 часов, обошла храмовый комплекс вокруг, посмотрела на скромную и ныне недействующую Иоанно-Предтеченскую церковь, спрятавшуюся за блеском собора.
Закатное солнце золотило все подряд. Уже не только купола блестели, но и каменные стены домов отливали золотом. По Школьному переулку я вновь выходила к набережной и палатам гороховецких купцов.
В доме купца Опарина ныне ЗАГС №2, а в доме купца Канонникова – археологическая экспозиция. Судя по отзывам, и экспозиция и ЗАГС, ну, просто замечательные! Оба дома построены в XVII веке. Из двадцати каменных жилых домов XVII века, сохранившихся в России, семь находятся в Гороховце, и дома Опарина и Канонникова входят в их число.
Задача на день была практически выполнена, я дошла почти до конца набережной и здесь, у реки, смотрела как туман стелется над водой, а солнце прячется в деревья на дальнем берегу Клязьмы.
Троице-Никольский монастырь я решительно оставила на завтра, а пошла просто так прогуляться по улочкам города и не знала, что меня впереди ждет еще один закат, красивей первого!
Всем известно, что незапланированная дорога интересней запланированной. Вот на какой-то небольшой улочке, посреди домов я встретила мужчину с факелом. Эта, с позволения сказать, малая скульптурная форма никак не подписана, поэтому ее смысл так и остался для меня загадкой.
Улицы, бывшие вначале широкими, стали сужаться. А вот дома все красивые, как на подбор, независимо от времени их постройки. Уклоняясь от крапивы и замочив ноги в траве, уже покрытой росой, я потихоньку продвигалась вверх и вышла к лестнице, которая напрямую привела меня к монастырю. Рассказ о Троице-Никольском монастыре, как и обещала, оставлю на завтра. Тем более, что на следующий день я тоже побывала там, а также узнала, что к монастырю не обязательно карабкаться, можно приехать на машине. Сейчас – только вид от монастыря на Гороховец, на Клязьму, на ее дальний берег.
В такие моменты кажется, что ничего красивее на свете уже быть не может, чем уездный Гороховец, всей своей продуманной основательностью перепрыгнувший из XVII века в XXI. Но, конечно, может. Это закат. Последний аккорд уходящего солнца – яркий, мощный, громкий.
5.08.2023
Продолжение рассказа про Гороховец уже опубликовано на канале, читайте по этой ссылке →