Найти в Дзене
МЕСТА, НЕ СТОЛЬ ОТДАЛЁННЫЕ

Чем заменили арктические конвои после разгрома PQ-17 и о борьбе военно-морских разведок

Наткнулся на эту интереснейшую тему случайно, прочитав на одном норвежском морском форуме:

"Хорди Комас" 11 дек. 2022 г., 9:44

Привет всем,

Советское грузовое судно «Ельна» (или «Ельня» или даже «Эльна») числится в списке как часть операции FB: отправление отдельных советских торговых судов в западном направлении из Быклуской бухты на севере России в Рейкьявик. Этот корабль вышел 25 ноября и прибыл туда 11 декабря 1942 года.
Я понятия не имею, что это был за торговый корабль, так что может кто-нибудь знает его регистр, год постройки или что-то еще?

Большое спасибо
Джорди

Быклуской бухтой они называют губу Белушью на Новой Земле. Что за операция FB - как-то она осталась вне моего внимания, да и интерес норвежцев к этому пароходу, почему именно к нему? Вот он, кстати, на единственном снимке, который удалось разыскать:

И вот что удалось узнать через несколько часов поисков:

Обычно считается, что следующий за PQ-17 конвой, PQ-19 , был отменён потому, что союзники не могли гарантировать его безопасность. Почему не могли? А вот что пишется в англоязычном источнике.

Конвой PQ 19 был отменен, потому что флот метрополии направил корабли в Средиземное море для операции "Факел" (8–16 ноября 1942 г.), которую пришлось бы отложить на три недели, если бы корабли были предоставлены для PQ 19. Сорок кораблей были готовы отправиться в СССР в составе конвоя PQ 19, но эта операция конвоя была приостановлена ​​британцами, к ужасу США и гневу СССР. Предложение о том, что некоторые корабли тем временем должны плавать независимо, получило поддержку, и британский судовладелец Дж. А. Билмейр предложил авансовые денежные премии в размере 100 фунтов стерлингов каждому из офицеров и 50 фунтов стерлингов для добровольцев из личного состава. Русские также просили, чтобы два советских корабля, стоящих на якоре в Исландии, были отправлены обратно в Архангельск независимо друг от друга.

Это и было названо операцией FB. Тактика самостоятельных плаваний напоминала «патрулирование и самостоятельные плавания» времен 1-й Мировой войны , которые в 2004 году Ричард Вудман назвал «абсурдным приемом», который был «совершенно бесполезен». Кто такой этот Вудман?

-2

Вышел в отставку в 1997 году после 37-летней службы на море и ставший плодовитым писателем и военно-морским историком.

Так ли была бесполезна и абсурдна операция FB? Организация её была такова: В рамках этого предприятия противолодочные траулеры действовали из Хвальфьордура на юго-западе Исландии и из Архангельска в СССР в качестве спасательных судов: четыре траулера из Хвальфьордюра патрулировали с 29 октября по 14 ноября и три траулера из Архангельска патрулировали с 1 по 6 ноября. С 30 октября по 17 ноября к траулерам присоединились две подводные лодки из патрулей у берегов оккупированной немцами Норвегии.

Интересно сопоставить успешность прохождения маршрута иностранными и советскими судами.

Корабли из Исландии: Richard H. Alvery (прибыл 7 ноября),

Empire Galliard (прибыл 7 ноября),

John Walker (прибыл 8 ноября),

6640-тонный Empire Gilbert (потоплен U-586 капитан-лейтнанта Дитриха фон дер Эша 2 ноября. ),

Джон Х. Латрон (вернулся 2 ноября),

Чамли (потерпел крушение у Южного мыса, Шпицберген, 6 ноября),

Хью Уильямсон (прибыл 11 ноября),

7455-тонный Empire Sky (потоплен U-625 капитан-лейтнанта Ганса Бенкера 6 ноября. ),

Empire Scott (прибыл 18 ноября),

7176-тонный William Clark(потоплен U-354 капитан-лейтнанта Карла-Хайнца Хербшлеба 4 ноября),

Daldorch (возвращен 6 ноября),

Briarwood (возвращен 6 ноября) и

Dekabrist (пропал без вести, предположительно потоплен).

Т.е. из 13 дошли только 5, а 3 были попросту возвращены в порт выхода по разным причинам, остальные погибли. На этом фоне то, что из 23-х, отправившихся из СССР, дошли до Исландии 22 выглядит довольно-таки удивительно. Так что Вудман похоже погорячился.

Наши суда отправлялись из губы Белушья, Иоканьги и Колы. "Ельня", точнее, "Ельня II", ушла из Белушьей с экспортным грузом 26 ноября 1942 года и прибыла в Акурейри (Исландия) 5 декабря.

Давайте проследим судьбу этого парохода дедвейтом 5340 т. Размерения: 103.0 x 14.41 x 6.57 м. Построен в 1903 году в Британии, до 1923 года под названием "Карл 1-й" принадлежал французской судоходной компании. Во время 1-й мировой войны познакомился с атаками немецких подводных лодок на Средиземном море в составе конвоев союзников, но торпеды его миновали. В 1923 году был продан бельгийцам под названием "Арлон".

Но в Бельгии не задержался, в 1931-м перешёл в руки англичан, вернулся, так сказать на родину под названием "Ременхэм". А как же он стал советским? История такова - в 1935 году его купили эстонцы под названием "Леннук". Когда Эстония в 1940 году была присоединена к СССР, судно находилось в Британии, команда возвращаться в СССР отказалась. Что оставалось делать бедным англичанам? Конечно, наложить не него руку и передать в распоряжение британского Министерства пароходства и военного транспорта.

9.09.1940 г. при стоянке на р. Темза попал под бомбы германской бомбардировочной авиации и затонул. Англичане его подняли, восстановили и 18.08.1941 г. передали СССР. Получил название "Ельня". В составе конвоя PQ-1 прибыл в советское Заполярье и служил здесь военным транспортом вплоть до перехода в Исландию в рамках операции FB. После Исландии совершил несколько коротких рейсов у восточного побережья США и летом 1943 года убыл через Панамский канал на Дальний Восток СССР, где получил название "Котлин". До конца войны совершал рейсы между США и советскими дальневосточными портами. Ему повезло не стать жертвой ни японских, ни американских подводных лодок, что иногда происходило на Тихом океане. Потом работал в Сахалинском пароходстве, в 1956-м пошёл на слом - где бы вы думали? В Таллине. Эстонцы таки отыгрались за его утрату :)

Вот это всё интересно норвежцам, а вам?

Большую роль в охоте за арктическими конвоями сыграла борьба между морскими разведками противников. О наших успехах в этом деле мне ничего не известно, но вот англичане таки сумели справиться с немецкой шифровальной машиной "Энигма" и к середине 1941 года могли читать сообщения Люфтваффе и подводных лодок Кригсмарине на Севере и получать довольно точные сведения о немецких вылетах. Иногда компьютеры предсказывали атаки за двадцать минут до того, как их обнаруживал радар.

Немцы тоже не сидели сложа руки. Немецкая разведывательная служба B - Dienst ещё в 1939 году взломал несколько кодов и шифров Адмиралтейства, которые использовались, чтобы помочь кораблям Кригсмарине ускользнуть от британских сил и предоставить возможности для внезапных атак. С июня по август 1940 года шесть британских подводных лодок были потоплены в Скаггераке с использованием информации, полученной из британских радиосигналов. В 1941 году B-Dienst считывал сигналы главнокомандующего западными подходами, информирующие конвои о районах, патрулируемых подводными лодками, что позволяло подводным лодкам перемещаться в «безопасные» зоны. B-Dienst взломала британский военно-морской шифр № 3 в феврале 1942 г. и к марту 1943-го считывали до 80 процентов трафика, который продолжался до 15 декабря 1943 г.

В начале сентября финская радиоразведка расшифровала передачу советских ВВС, в которой раскрывался маршрут конвоя, и передала ее немцам.

Ещё об арктических конвоях. Спорные высказывания британского автора:

И более подробно о битвах шифровальщиков:

.................................................................................................................................................................

Полное оглавление журнала: