Аппаратура Antelope Audio выделяется на фоне всего разнообразия техники для серьёзной звукозаписи. Её фирменный характер и интересные решения мы изучили на примере двух компактных аудиоинтерфейсов и весьма интересного микрофона.
Родословная
Офис Antelope Audio расположен в Калифорнии, большая часть аппаратуры производится в Болгарии, а основателя зовут Игорь Левин. В активе у него два диплома Мичиганского университета — по электротехнике и компьютерным наукам. Задолго до «Антилопы» он создал компанию Aardvark («Трубкозуб»). Выпускаемые ею внешние синхронизаторы для студийной работы (Master Clock) оказались настолько точными и функциональными, что заработали своему создателю репутацию в мире профессионального аудио.
Стоит ли удивляться, что дебютные модели Antelope Audio, появившиеся в 2011 году, были встречены с неподдельным интересом. Среди них был и первый профессиональный аудиоинтерфейс с эмблемой летящей антилопы на корпусе. А ещё через четыре года вышли звуковые плагины, имитирующие саунд винтажной аппаратуры. Для их работы Игорь решил использовать программируемые вентильные матрицы (FPGA), позволяющие сочетать гибкость программных решений с быстродействием аппаратных.
В 2015 году Antelope Audio анонсировала настольный звуковой интерфейс — первую версию Zen Tour, а затем начался выпуск студийных микрофонов, эмулирующих звучание знаменитых винтажных моделей. Сейчас авторитет «Антилопы» в профессиональной среде таков, что её аппаратуру можно встретить в студиях Warner Bros, Universal Studios и Sony Music. Технику бренда используют Coldplay, Рианна, Крис Либинг, Rammstein, Jay-Z, Korn, Dusty Kid, Андреа Бочелли, Ханс Циммер, Майкл Брауэр и Грег Уэллс.
Двойной удар
Настольный аудиоинтерфейс Zen Q действительно существует в двух вариантах. Оба они идентичны, за исключением того, что один подключается к рабочей станции по шине Thunderbolt 3, а второй — по USB. Вот его-то мы и проверим в деле.
Antelope Audio Zen Q USB нацелен главным образом на тех, кто хочет существенно поднять класс своего музыкального сетапа, но не желает терять компактность и мобильность. Ведь размеры 20 х 14 х 6 см при весе в 800 г позволяют без проблем использовать его в студии, дома и на выезде.
Более того, прочный металлический корпус с дисплеем высокого разрешения — отличная комбинация для записи на репетиционной площадке и при работе в качестве автономного процессора эффектов и микшера для небольшой группы. При этом питание на Zen Q подаётся прямо через USB, а шнур с двойным разъёмом в случае чего позволит подключиться и к розетке.
Как и его старший брат Zen Tour, этот аппарат построен на фирменной платформе Synergy Core. То есть обработка цифровых потоков происходит с применением той самой программируемой матрицы FPGA и сигнальных процессоров (DSP). Поэтому систему отличают сверхнизкие задержки и отсутствие дополнительной нагрузки на процессор или память компьютера. Но главное преимущество в том, что запись и наложение эффектов на голос и инструменты можно проводить в реальном времени.
За высокое качество цифрового сигнала отвечает система синхронизация AFC (Acoustically Focused Clocking), разработанная в Antelope для эталонных студийных тактовых генераторов. Аналоговые цепи, в том числе пара микрофонных усилителей, построены по ультралинейной топологии на дискретных элементах — прямо как в мастер-консолях ведущих мировых студий.
Универсальные входы снабжены фантомным питанием, два дополнительных 6,3-мм разъёма смонтированы на передней панели. В наличии два выхода на наушники, два балансных мониторных и ещё пара балансных линейных выходов. А если и этого не хватит, коммутацию можно расширить посредством портов ADAT и S/PDIF.
Исчезающий интерфейс
«Интерфейс как таковой вдруг исчез. Осталась лишь концентрация надежности, простоты подключения, гибкости и правильного звучания. Всё это позволило мне полностью сфокусироваться на самом главном — на музыке». Так описал опыт работы с Antelope Audio Zen Tour Гарет Джонс — продюсер, работавший с Depeche Mode, The Bad Seeds и Ником Кейвом.
Если говорить менее возвышенно, то Zen Tour тоже представляет собой компактный аудиоинтерфейс, всего на несколько сантиметров шире и глубже своего младшего брата. Он оснащён восемью аналоговыми входами — из них четыре микрофонных/линейных и ещё четыре инструментальных/линейных. Аналоговых выходов тоже восемь. Пара разъёмов для наушников удобна при совместной работе музыканта и звукорежиссёра (или двух музыкантов), а два мониторных стереовыхода облегчают процесс контроля на независимых системах.
Подключение к рабочей станции возможно и по Thunderbolt 3, и по USB 2.0. Драйверы предлагаются как для macOS, так и для Windows. Роскошный цветной дисплей чувствителен к касанию, а рядом с ним в корпус встроен микрофон для технических переговоров.
Продвинутые технологии вроде аппаратной платформы Synergy Core и 64-битной синхронизации AFC здесь, конечно, тоже применяются, причём в расширенном варианте. Zen Tour вооружён сразу четырьмя DSP-процессорами с двумя схемами FPGA, так что сложная цифровая коммутация и обработка никак не сказываются на скорости прохождения сигнала и возможности прямого мониторинга. Кстати, в комплект поставки входят 37 фирменных плагинов, эмулирующих звучание труднодоступного аналогового оборудования — от гитарных усилителей до ревербераторов и эквалайзеров. А ещё больше смоделированной аппаратуры доступно в онлайн-магазине Antelope.
Цифро-аналоговое и аналогово-цифровое преобразования в Zen Q и Zen Tour проводятся высококлассными конверторами на 24 бит/192 кГц, однако уровень искажений аналоговой обвязки у Zen Tour пониже: -130 дБ против -127 дБ. И ещё один момент. Используя протоколы удалённого доступа, по сети можно одновременно управлять аудиоинтерфейсом с любого количества компьютеров, телефонов или планшетов. Соответствующий софт доступен для всех рабочих платформ: Mac, PC, iOS и Android.
Больше, чем микрофон
Как мы уже выяснили, Antelope Audio в первую очередь специализируется на высококлассной цифровой обработке сигналов. Казалось бы, причём здесь микрофоны? Дело в том, что и Edge Duo, и другие модели «Антилопы» отличаются от традиционного конденсаторного капсюля примерно так же, как космический корабль от воздушного шара.
Аналоговая часть здесь соответствует привычным профессиональным критериям — это высококачественный двухмембранный конденсаторный микрофон с большой диафрагмой. Именно такие используются для записи вокала (а иногда и акустических инструментов), если требуются безупречные ясность, глубина и детализация.
Но это лишь верхушка айсберга. Стоит подключить Edge Duo к Antelope Audio, как мы получаем мощную и гибкую систему с абсолютно неординарными возможностями. Из программной панели управления можно точно настраивать диаграмму направленности — от круга до восьмёрки или суперкардиоиды. Но главное, что становятся доступны модулирующие профили, превращающие Edge Duo в один из легендарных крупномембранных студийных микрофонов. В специальном окошке даже появляются фотографии восемнадцати самых дорогих и востребованных моделей в истории аудиозаписи.
Интересно, что софт самого микрофона содержит встроенные модули эмуляции интерфейсов Antelope. Это означает, что при необходимости его можно использовать и с любым сторонним аудиоинтерфейсом.
Однако не стоит думать, что воссоздание сложного звукового почерка — задача чисто математическая. Чтобы добиться точной эмуляции (которая, кстати, может быть наложена и после записи), Edge Duo оснащён высококлассными мембранами с 6-микронным золотым напылением. Они и без обработки обеспечивают невероятно гладкий, насыщенный и естественный отклик.
Новая реальность
Подводя краткий итог, можно сказать, что аппаратура Antelope Audio отражает не просто смену поколений звукового железа, а эволюцию парадигмы саунддизайна. Точное моделирование музыкального почерка знаменитых микрофонов, комбиков, ревербераторов, гитарных примочек и прочей техники открывает перед артистами и звукорежиссёрами фантастические возможности.
Использование в процессе синтеза программируемых матриц FPGA и сигнальных процессоров избавляет рабочую станцию от сложных вычислений — отсюда сведённые к минимуму задержки сигнала, возможность прямого мониторинга и прочие решения, которые ранее были доступны только на дорогостоящих стационарных студийных устройств. Словом, возможности для творчества расширяются буквально каждый день.