Найти в Дзене
Benza

Цифровизация в горном деле. Как «умные» мобильные АЗС помогают добывающей промышленности

Оглавление

На обособленном подразделении «Современных горных технологий» «Эльгауголь» (Якутия) добычу угля довели до рекордных показателей: с января 2022 года по июнь 2023 объем составил 10 с половиной млн. тонн угля. В ближайшее время добыча ещё вырастет. В цепочке задействован большой парк технологического оборудования, в первую очередь это самосвалы грузоподъемностью от 55 до 240 тонн, а также экскаваторы, бульдозеры, грейдеры, буровые установки – всего 380 единиц техники. Всех этих гигантов нужно беспрерывно «кормить», объём потребления в сутки здесь составляет 200 тонн топлива.

Фото "Современные горные технологии"
Фото "Современные горные технологии"

На самом деле, «Современные горные технологии» работают не только на «Эльге». Компания реализует полный цикл горных работ – от бурения скважин до отгрузки угля в вагоны, специалистам под силу даже запустить объект с нуля. Работы идут по всей территории России: на Урале, в Кузбассе, на Дальнем Востоке, в Якутии и других регионах. И почти на всех объектах работает оборудование давнего партнёра «Современных горных технологий» Benza (АО «Пензаспецавтомаш»). Это производственное предприятие, чьи цеха расположены в российском городе Пенза, а специализируется оно на создании различного оборудования топливозаправочного комплекса.

«Пензаспецавтомаш» – опытный игрок рынка, профильное оборудование компания выпускает с 1993 года. «Умные» мобильные АЗС – это лишь один из пунктов обширной номенклатуры продукции производителя. В 2016 году «Современные горные технологии» приобрели две единицы этого оборудования, положив начало многолетнему сотрудничеству. Сегодня в парке заказчика уже 15 мобильных АЗС Benza, и директор по снабжению компании Зинур Хабибов уверен, что будут и новые приобретения. Названное оборудование в комплексе с системой автоматизации, разработанной пензенскими специалистами, помогает добывающей компании существенно сократить расходы на ГСМ и избежать простоев техники.

Возможности мобильных АЗС

Сокращение расходов на ГСМ – о таких результатах внедрения своего оборудования говорят специалисты «Пензаспецавтомаш», и это подтверждают заказчики компании. Учитывая, что на горном предприятии счёт идёт на тысячи тонн топлива, экономия финансовых средствах получается внушительной. Как это возможно?

Во-первых, объясняет Зинур Хабибов, полагаясь на собственный опыт, возможности оптимизации заложены в самой конструкции мобильной АЗС. На объектах «Современных горных технологий» топливная инфраструктура организована так же, как и на большинстве предприятий отрасли: есть склад ГСМ, откуда топливо поступает в мобильные АЗС, где заправляется в первую очередь колёсное оборудование. Менее мобильную технику обслуживают топливозаправщики.

Так вот, объясняет г-н Хабибов, ландшафт объекта открытых горных работ меняется постоянно: если специалист полгода не посещает родной разрез или карьер, то, вернувшись, не узнаёт его.

Запасы топлива впечатляют
Запасы топлива впечатляют

«Мобильные АЗС устанавливаются непосредственно на горном отводе, на объекте у нас работают по 2-3 единицы. Когда мы участок отрабатываем, АЗС переезжает. На монтаж/демонтаж у нас уходят примерно сутки – это очень удобно. Фундамент для такой станции не нужен: мы готовим ровную площадку, отсыпаем породой (вот уж чего у нас в избытке!), уплотняем её и ставим АЗС. Происходит это примерно раз в полгода-год. А теперь представьте, сколько лишних километров намотали бы наши БЕЛАЗы, если бы станция была стационарной», – комментирует Зинур Хабибов.

Михаил Колесников уточняет, что АЗС Benza можно установить и на шасси. Такое решение востребовано там, где перемещать станцию нужно часто: раз в месяц или даже раз в неделю.

"Гигант" накормлен - работа идёт
"Гигант" накормлен - работа идёт

Например, на «Эльге» заправку техники для удобства развели по нескольким участкам, на двух из них установлены по две топливораздаточные станции Benza объемом по 40 м3, ещё три станции находятся в резерве. Подвоз топлива обходится дороже, чем монтаж пункта заправки непосредственно на месторождении, в черте разреза. С таким подходом получается экономить только на доставке топлива несколько миллионов рублей в месяц.

«Мы смотрим, на какое расстояние ездят самосвалы, учитывая изменение мест разгрузки и погрузки угля, переносим резервуары. Это помогает сократить время на заправку и расход дизельного топлива. Если техника заправляется несвоевременно, процесс затормаживается на всех этапах, от этого напрямую зависит, выполним мы свой ежедневный объём, будем добывать больше угля или нет», – говорит начальник службы ГСМ «Эльгауголь» Лилия Граф.

Повышаем скорость заправки

Во-вторых, для горного предприятия принципиальное значение имеет скорость заправки. Горная техника должна работать, а не стоять в очереди за топливом.

«Время – деньги, расхожая фраза, и для горной добычи эти слова имеют прямое значение. В ход идут все технические возможности. Например, самосвал NTE 240 грузоподъёмностью 236 т, – самый большой в парке «Современных горных технологий» и крупнейший на Эльгинском месторождении – невозможно заправить из простого топливораздаточного пистолета. Для его заправки используется быстроразъемное соединение (БРС), которое позволяет сократить время на заправку», – комментирует Лилия Граф.

Лилия Граф на объекте
Лилия Граф на объекте

По просьбе заказчика также производительность топливораздаточных колонок увеличили до 400 литров в минуту. Если обычная выдаёт 50-80 литров за тот же период, то это – четырехкратная экономия времени.

Современный тренд – автоматизация

Ну а в-третьих, огромные возможности открывает система автоматизации, разработанная специалистами «Пензаспецавтомаш».

«Это решение мы создали в 2014 году и с тех пор постоянно развиваем. На старте мы сформулировали для себя задачи, классические для системы автоматизации: минимизировать человеческий фактор (система позволяет АЗС работать без оператора – выдача идёт в автоматическом режиме) и запустить электронный документооборот. На деле же нам удалось создать охранную систему для топлива. Все ведь понимают, что топливо – ресурс незащищённый, здесь есть возможности для злоупотребления. Если системы автоматизации на предприятии нет, потери топлива будут всегда. Работая в отрасли, мы с удивлением обнаружили, что потери возникают на всех этапах: при доставке, передаче от поставщика потребителю, хранении и выдаче. Многие потребители даже не догадываются, что не получают тот объём топлива, за который платят. По нашему опыту, потери могут доходить до 45%», – поделился Михаил Колесников.

Станции Benza заправляют 380 единиц техники
Станции Benza заправляют 380 единиц техники

Система автоматизации делает станции «умными» и подразумевает контроль на всех уровнях. Сегодня на объектах «Современных горных технологий» процесс организован так: к мобильной АЗС подъезжает техника, водитель выходит из кабины, идентифицируется в системе с помощью индивидуальной карты, заправляется, а ведомость автоматически отправляется на компьютер к инженеру ГСМ. То есть вся информация автоматически переводится в цифровой вид. Плюс к этому, на каждом топливозаправочном модуле работают системы контроля и учёта.
«Мы зафиксировали значительную оптимизацию расходов на ГСМ. Внедрённая система просто исключает возможности нецелевого использования топлива», – говорит Зинур Хабибов.

ЭКСПЕРТ
Михаил Колесников, основатель АО «Пензаспецавтомаш» | Benza

-6

«По моим оценкам, сегодня системой автоматизации оснащены не более 10% топливозаправочного оборудования в стране. Но мы видим рост спроса на это решение. Я уверен, что за ним будущее. Система автоматизации позволяет формировать услуги аутсорсинга, когда специализированные компании берут на себя все задачи топливозаправки, позволяя горным компаниям заниматься своим главным бизнесом – добывать полезные ископаемые. Сегодня наше предприятии помогает развивать такой сервис».

ЭКСПЕРТ
Зинур Хабибов, директор по снабжению ООО «Современные горные технологии»

-7

«Сотрудничество с нашим партнёром – компанией «Пензаспецавтомаш» продолжается. Буквально несколько дней назад на наш уральский объект прибыла изготовленная в Пензе мобильная АЗС на 12 «кубов» для заправки служебного автотранспорта. Раньше машины ездили заправляться за 30 км в город, сегодня же смогут делать это прямо на месте. Таким образом мы сможем минимизировать холостые пробеги».