На обособленном подразделении «Современных горных технологий» «Эльгауголь» (Якутия) добычу угля довели до рекордных показателей: с января 2022 года по июнь 2023 объем составил 10 с половиной млн. тонн угля. В ближайшее время добыча ещё вырастет. В цепочке задействован большой парк технологического оборудования, в первую очередь это самосвалы грузоподъемностью от 55 до 240 тонн, а также экскаваторы, бульдозеры, грейдеры, буровые установки – всего 380 единиц техники. Всех этих гигантов нужно беспрерывно «кормить», объём потребления в сутки здесь составляет 200 тонн топлива.
На самом деле, «Современные горные технологии» работают не только на «Эльге». Компания реализует полный цикл горных работ – от бурения скважин до отгрузки угля в вагоны, специалистам под силу даже запустить объект с нуля. Работы идут по всей территории России: на Урале, в Кузбассе, на Дальнем Востоке, в Якутии и других регионах. И почти на всех объектах работает оборудование давнего партнёра «Современных горных технологий» Benza (АО «Пензаспецавтомаш»). Это производственное предприятие, чьи цеха расположены в российском городе Пенза, а специализируется оно на создании различного оборудования топливозаправочного комплекса.
«Пензаспецавтомаш» – опытный игрок рынка, профильное оборудование компания выпускает с 1993 года. «Умные» мобильные АЗС – это лишь один из пунктов обширной номенклатуры продукции производителя. В 2016 году «Современные горные технологии» приобрели две единицы этого оборудования, положив начало многолетнему сотрудничеству. Сегодня в парке заказчика уже 15 мобильных АЗС Benza, и директор по снабжению компании Зинур Хабибов уверен, что будут и новые приобретения. Названное оборудование в комплексе с системой автоматизации, разработанной пензенскими специалистами, помогает добывающей компании существенно сократить расходы на ГСМ и избежать простоев техники.
Возможности мобильных АЗС
Сокращение расходов на ГСМ – о таких результатах внедрения своего оборудования говорят специалисты «Пензаспецавтомаш», и это подтверждают заказчики компании. Учитывая, что на горном предприятии счёт идёт на тысячи тонн топлива, экономия финансовых средствах получается внушительной. Как это возможно?
Во-первых, объясняет Зинур Хабибов, полагаясь на собственный опыт, возможности оптимизации заложены в самой конструкции мобильной АЗС. На объектах «Современных горных технологий» топливная инфраструктура организована так же, как и на большинстве предприятий отрасли: есть склад ГСМ, откуда топливо поступает в мобильные АЗС, где заправляется в первую очередь колёсное оборудование. Менее мобильную технику обслуживают топливозаправщики.
Так вот, объясняет г-н Хабибов, ландшафт объекта открытых горных работ меняется постоянно: если специалист полгода не посещает родной разрез или карьер, то, вернувшись, не узнаёт его.
«Мобильные АЗС устанавливаются непосредственно на горном отводе, на объекте у нас работают по 2-3 единицы. Когда мы участок отрабатываем, АЗС переезжает. На монтаж/демонтаж у нас уходят примерно сутки – это очень удобно. Фундамент для такой станции не нужен: мы готовим ровную площадку, отсыпаем породой (вот уж чего у нас в избытке!), уплотняем её и ставим АЗС. Происходит это примерно раз в полгода-год. А теперь представьте, сколько лишних километров намотали бы наши БЕЛАЗы, если бы станция была стационарной», – комментирует Зинур Хабибов.
Михаил Колесников уточняет, что АЗС Benza можно установить и на шасси. Такое решение востребовано там, где перемещать станцию нужно часто: раз в месяц или даже раз в неделю.
Например, на «Эльге» заправку техники для удобства развели по нескольким участкам, на двух из них установлены по две топливораздаточные станции Benza объемом по 40 м3, ещё три станции находятся в резерве. Подвоз топлива обходится дороже, чем монтаж пункта заправки непосредственно на месторождении, в черте разреза. С таким подходом получается экономить только на доставке топлива несколько миллионов рублей в месяц.
«Мы смотрим, на какое расстояние ездят самосвалы, учитывая изменение мест разгрузки и погрузки угля, переносим резервуары. Это помогает сократить время на заправку и расход дизельного топлива. Если техника заправляется несвоевременно, процесс затормаживается на всех этапах, от этого напрямую зависит, выполним мы свой ежедневный объём, будем добывать больше угля или нет», – говорит начальник службы ГСМ «Эльгауголь» Лилия Граф.
Повышаем скорость заправки
Во-вторых, для горного предприятия принципиальное значение имеет скорость заправки. Горная техника должна работать, а не стоять в очереди за топливом.
«Время – деньги, расхожая фраза, и для горной добычи эти слова имеют прямое значение. В ход идут все технические возможности. Например, самосвал NTE 240 грузоподъёмностью 236 т, – самый большой в парке «Современных горных технологий» и крупнейший на Эльгинском месторождении – невозможно заправить из простого топливораздаточного пистолета. Для его заправки используется быстроразъемное соединение (БРС), которое позволяет сократить время на заправку», – комментирует Лилия Граф.
По просьбе заказчика также производительность топливораздаточных колонок увеличили до 400 литров в минуту. Если обычная выдаёт 50-80 литров за тот же период, то это – четырехкратная экономия времени.
Современный тренд – автоматизация
Ну а в-третьих, огромные возможности открывает система автоматизации, разработанная специалистами «Пензаспецавтомаш».
«Это решение мы создали в 2014 году и с тех пор постоянно развиваем. На старте мы сформулировали для себя задачи, классические для системы автоматизации: минимизировать человеческий фактор (система позволяет АЗС работать без оператора – выдача идёт в автоматическом режиме) и запустить электронный документооборот. На деле же нам удалось создать охранную систему для топлива. Все ведь понимают, что топливо – ресурс незащищённый, здесь есть возможности для злоупотребления. Если системы автоматизации на предприятии нет, потери топлива будут всегда. Работая в отрасли, мы с удивлением обнаружили, что потери возникают на всех этапах: при доставке, передаче от поставщика потребителю, хранении и выдаче. Многие потребители даже не догадываются, что не получают тот объём топлива, за который платят. По нашему опыту, потери могут доходить до 45%», – поделился Михаил Колесников.
Система автоматизации делает станции «умными» и подразумевает контроль на всех уровнях. Сегодня на объектах «Современных горных технологий» процесс организован так: к мобильной АЗС подъезжает техника, водитель выходит из кабины, идентифицируется в системе с помощью индивидуальной карты, заправляется, а ведомость автоматически отправляется на компьютер к инженеру ГСМ. То есть вся информация автоматически переводится в цифровой вид. Плюс к этому, на каждом топливозаправочном модуле работают системы контроля и учёта.
«Мы зафиксировали значительную оптимизацию расходов на ГСМ. Внедрённая система просто исключает возможности нецелевого использования топлива», – говорит Зинур Хабибов.
ЭКСПЕРТ
Михаил Колесников, основатель АО «Пензаспецавтомаш» | Benza
«По моим оценкам, сегодня системой автоматизации оснащены не более 10% топливозаправочного оборудования в стране. Но мы видим рост спроса на это решение. Я уверен, что за ним будущее. Система автоматизации позволяет формировать услуги аутсорсинга, когда специализированные компании берут на себя все задачи топливозаправки, позволяя горным компаниям заниматься своим главным бизнесом – добывать полезные ископаемые. Сегодня наше предприятии помогает развивать такой сервис».
ЭКСПЕРТ
Зинур Хабибов, директор по снабжению ООО «Современные горные технологии»
«Сотрудничество с нашим партнёром – компанией «Пензаспецавтомаш» продолжается. Буквально несколько дней назад на наш уральский объект прибыла изготовленная в Пензе мобильная АЗС на 12 «кубов» для заправки служебного автотранспорта. Раньше машины ездили заправляться за 30 км в город, сегодня же смогут делать это прямо на месте. Таким образом мы сможем минимизировать холостые пробеги».