Есть такой канал на Ютубе: hackmyth. Иначе говоря - разрушение или взлом мифов. Принадлежит Д.Черносвитову. Конструктор, работал в авиационной сфере. Естественно, в своих роликах пытается разрушать мифы, которые якобы могли быть в создании авиационной техники. Расследования его интересные, толковые, но иногда отступает от истины, пользуется непроверенной информацией.
Так вот, я про ролик :
"МС-21 - Made in China?"
В самом название есть и и как бы утверждение и сомнение. О чём этот ролик?
В нём г. Черносвитов утверждает, что МС - 21, ни много ни мало, сборка из китайских комплектующих. Что МС - 21 это тот же российский вариант ихнего СOMAC-919. Все утверждения его построены на сильном сходстве внешнего облика этих машин.
И, судя по комментам, большинство просмотревших ролик, верят в это.
Печальное заблуждение.
Что можно сказать на это? Все современные самолёты схожи в силу единых законов аэродинамики.
А то, что МС - 21 - российской разработки и изготовления, легко доказывается.
Я сам из авиастроительной среды, более того, сам участвовал в программе подготовки производства этого самолёта.
Этот ролик Д.Черносвитова вовсе не расследование и взлом мифа, а не что иное, как домыслы. В какой-то степени они задевают и мою профессиональную честь.
Впервые узнал о этом самолёте, точнее о его эскизном проекте, предпроекте, Як - 242, году так в 1993, из отчёта о выставке
МАКС - 93.
Прошло 20 лет, прежде чем появилась рабочая документация и началось его изготовление. МС - 21 собирают на иркутском авиазаводе из частей, которые приходят с авиазаводов в Ульяновске, Воронеже и Казани.
Ульяновский завод "Авиастар" изготавливает все панели фюзеляжа, двери и люки то, оперение - киль и стабилизатор, два отсека в сборе - подкилевой и отсек ВСУ.
На соседнем заводе "Аэрокомпозит" изготавливается углепластиковое крыло. Воронеж изготавливает пилоны и мотогондолы. Казанский завод "Аэрокомпозит" изготавливает механизацию крыла - закрылки, элероны и прочее. Вот такая кооперация в изготовлении фюзеляжа МС - 21.
Подготовка такой сложной машины, как самолёт, дело непростое и затратное, включающее проектирование разнообразного оборудования и оснастки, её изготовление, закупка необходимого оборудования.
Это не только работа заводских инженеров. Привлекались фирмы TissenKrupp, Brotie, Gemkor. Фирмы известные среди авиапроизводителей.
Участвовала также молодая российская фирма Аэроконсалтинг Техно, специализирующаяся на разработке техпроцесса и оборудования для авиастроения. Явление новое для структуры авиапрома.
Оборудование современное, причём западное пока преобладает.
Таким образом, заключаю: планер МС - 21 полностью
отечественный.
А вот что касается приборов, авионики, систем, внутрибортового оборудования, то здесь следует отметить, что без использования изделий западных, зарекомендовавших себя фирм пока не всегда получается.
Конструктор руководствуется соображениями безопасности авиатехники и стремится выбрать то, что надёжней, долговечней, уже апробировано и зарекомендовало себя в эксплуатации, при этом чаще оказывается, что ихние изделия оказываются дешевле.
Имеются ввиду изделия известных фирм Honeywell, Thales Collins Aerospase, которые, кстати, замечены и в китайской авиатехники.
Что касается отечественных производители, то от многих из них остались юридический адрес и офис, ну и какая-то часть
помещений, сдаваемых в аренду.
В следующий раз постараюсь написать более подробно о том, как делается МС - 21.
Василич