Эту компанию — производителя мобильных устройств называли самой быстрорастущей в мире: во второй половине 2000-х она добилась самой большой доли рынка (37%) смартфонов в США и была второй по популярности. Однако оглушительный успех обернулся полным провалом из-за ошибок в управлении, и теперь бренд помнят только преданные фанаты.
Восхождение в лидеры
В 2002 году канадцы завоевали рынок, выпустив практичное мобильное устройство BlackBerry 5810. Продукт выгодно отличался от конкурентов удобной qwerty-клавиатурой, позволяющей быстро и удобно печатать, безопасным подключением к сети и бесперебойным зашифрованным доступом к электронной почте.
Особую популярность телефон снискал в бизнес-сфере: им активно пользовались топ-менеджеры и руководители компаний, к которым позже присоединились мировые знаменитости и политики.
Неудачная гонка за лидерство
В 2007 году капитализация компании выросла до 40 млрд долларов, а многие жители Европы и Северной Америки не представляли свою жизнь без гаджетов BlackBerry. Всё изменилось всего за несколько лет после выхода первого яблочного смартфона. В этот момент обнажились недостатки управления компанией и череда неудачных решений руководства постепенно подвела успешный бизнес к банкротству.
Первые лица допустили ряд серьёзных ошибок:
- Отсутствие долгосрочной стратегии. Производитель сделал ставку на практичность гаджета — удобную клавиатуру, но не продумал вектор развития. Когда в моду вошло активное использование приложений и другие компании переключались на сеть 3G, руководители компании всё ещё не понимали, в чём причина спада интереса, ведь телефон отлично справлялся с задачей — писать сообщения и просматривать веб-страницы, а большего было и не нужно.
- Игнорирование прямых конкурентов. В компании долгое время недооценивали создателей «яблока». Основатель компании Майк Лазаридис считал, что никому не нужен «персональный компьютер в телефоне» и скоро все потеряют интерес к продукту. Когда руководство приняло решение «догонять» американцев, было уже поздно.
- Нацеленность на узкую аудиторию. Устройства компании изначально позиционировались как продукт для деловых людей, руководителей высшего звена, поэтому функционал был заточен именно под нужды бизнеса. В компании не считали нужным расширять возможности, поэтому обычные пользователи потеряли интерес к BlackBerry почти сразу после выхода демократичного американского смартфона.
- Нежелание идти в ногу со временем. Новый конкурент изменил вектор использования мобильных устройств на рынке, популяризировал приложения и соцсети. Кроме того, сенсорные экраны оказались гораздо удобнее кнопочных аналогов, но создатели BlackBerry этот тренд игнорировали. В момент, когда руководители решились выпустить новую версию смартфона, американцы уже заняли значительную часть рынка.
- Закрытая корпоративная культура. Все процессы управления компанией были в руках основателей — Майка Лазаридиса и Джима Балсилли. Отделы работали несогласованно, предложения и мнения младших сотрудников не доходили до высшего руководства или попросту не воспринимались, из-за чего компания медленно разрушалась изнутри.
- Поздний выход на азиатский рынок. Руководители компании сконцентрировались на рынках Европы и Америки и не вели продажи в Китае, в то время как американцы получали из Азии до 10% прибыли благодаря своевременным инвестициям в развитие на этом рынке.
В 2011 году создатели BlackBerry потерял значительную долю рынка, а её акции упали более чем на 50%. В 2012-м штаб компании сократился примерно на 40%, а новые продукты уже не вызывали восторга у пользователей. Компания изо всех сил пыталась держаться на плаву — в 2015-м выпустила смартфон совместно с Samsung, заключила договор на поставку устройств в странах Восточной Азии, но в 2016-м окончательно ушла с рынка, переключившись на разработку ПО.
Чек-лист. Чтобы не допустить провала успешного продукта на рынке, важно:
- не держаться за изначальный план развития, важно корректировать его исходя из актуальных тенденций;
- смотреть на мир шире, следить за действиями конкурентов, пытаться прогнозировать варианты развития рынка;
- постоянно изучать своего потребителя и учитывать его пожелания;
- создать открытое пространство для обмена идеями и мнениями внутри компании.
Какие ещё распространённые ошибки может совершить руководитель, рассказываем здесь.
Чтобы быть в курсе важных трендов, свежих кейсов лидеров бизнеса и мнений ведущих экспертов, читайте СберПро Медиа.
#Антикейс #Чек-лист