Найти тему
СберПро

Как ошибки руководства привели крупный телеком-бренд к провалу

Оглавление

Эту компанию — производителя мобильных устройств называли самой быстрорастущей в мире: во второй половине 2000-х она добилась самой большой доли рынка (37%) смартфонов в США и была второй по популярности. Однако оглушительный успех обернулся полным провалом из-за ошибок в управлении, и теперь бренд помнят только преданные фанаты.

Восхождение в лидеры

В 2002 году канадцы завоевали рынок, выпустив практичное мобильное устройство BlackBerry 5810. Продукт выгодно отличался от конкурентов удобной qwerty-клавиатурой, позволяющей быстро и удобно печатать, безопасным подключением к сети и бесперебойным зашифрованным доступом к электронной почте.

Особую популярность телефон снискал в бизнес-сфере: им активно пользовались топ-менеджеры и руководители компаний, к которым позже присоединились мировые знаменитости и политики.

Неудачная гонка за лидерство

В 2007 году капитализация компании выросла до 40 млрд долларов, а многие жители Европы и Северной Америки не представляли свою жизнь без гаджетов BlackBerry. Всё изменилось всего за несколько лет после выхода первого яблочного смартфона. В этот момент обнажились недостатки управления компанией и череда неудачных решений руководства постепенно подвела успешный бизнес к банкротству.

Первые лица допустили ряд серьёзных ошибок:

  1. Отсутствие долгосрочной стратегии. Производитель сделал ставку на практичность гаджета — удобную клавиатуру, но не продумал вектор развития. Когда в моду вошло активное использование приложений и другие компании переключались на сеть 3G, руководители компании всё ещё не понимали, в чём причина спада интереса, ведь телефон отлично справлялся с задачей — писать сообщения и просматривать веб-страницы, а большего было и не нужно.
  2. Игнорирование прямых конкурентов. В компании долгое время недооценивали создателей «яблока». Основатель компании Майк Лазаридис считал, что никому не нужен «персональный компьютер в телефоне» и скоро все потеряют интерес к продукту. Когда руководство приняло решение «догонять» американцев, было уже поздно.
  3. Нацеленность на узкую аудиторию. Устройства компании изначально позиционировались как продукт для деловых людей, руководителей высшего звена, поэтому функционал был заточен именно под нужды бизнеса. В компании не считали нужным расширять возможности, поэтому обычные пользователи потеряли интерес к BlackBerry почти сразу после выхода демократичного американского смартфона.
  4. Нежелание идти в ногу со временем. Новый конкурент изменил вектор использования мобильных устройств на рынке, популяризировал приложения и соцсети. Кроме того, сенсорные экраны оказались гораздо удобнее кнопочных аналогов, но создатели BlackBerry этот тренд игнорировали. В момент, когда руководители решились выпустить новую версию смартфона, американцы уже заняли значительную часть рынка.
  5. Закрытая корпоративная культура. Все процессы управления компанией были в руках основателей — Майка Лазаридиса и Джима Балсилли. Отделы работали несогласованно, предложения и мнения младших сотрудников не доходили до высшего руководства или попросту не воспринимались, из-за чего компания медленно разрушалась изнутри.
  6. Поздний выход на азиатский рынок. Руководители компании сконцентрировались на рынках Европы и Америки и не вели продажи в Китае, в то время как американцы получали из Азии до 10% прибыли благодаря своевременным инвестициям в развитие на этом рынке.

В 2011 году создатели BlackBerry потерял значительную долю рынка, а её акции упали более чем на 50%. В 2012-м штаб компании сократился примерно на 40%, а новые продукты уже не вызывали восторга у пользователей. Компания изо всех сил пыталась держаться на плаву — в 2015-м выпустила смартфон совместно с Samsung, заключила договор на поставку устройств в странах Восточной Азии, но в 2016-м окончательно ушла с рынка, переключившись на разработку ПО.

Чек-лист. Чтобы не допустить провала успешного продукта на рынке, важно:

  • не держаться за изначальный план развития, важно корректировать его исходя из актуальных тенденций;
  • смотреть на мир шире, следить за действиями конкурентов, пытаться прогнозировать варианты развития рынка;
  • постоянно изучать своего потребителя и учитывать его пожелания;
  • создать открытое пространство для обмена идеями и мнениями внутри компании.

Какие ещё распространённые ошибки может совершить руководитель, рассказываем здесь.

Чтобы быть в курсе важных трендов, свежих кейсов лидеров бизнеса и мнений ведущих экспертов, читайте СберПро Медиа.

#Антикейс #Чек-лист