Воспевание красоты природы, гармонии животного и растительного мира - центральная тема в творчестве моего отца, Народного Художника России Алексея Зеля. В турпоходах на байдарке по удаленным от населенных пунктов районам Советского Союза, будь то Урал или Сибирь, Карелия или Каракумы, он находил сюжеты для своих произведений.
Направляясь в очередной поход, из окна поезда художник любовался бескрайными просторами нашей Родины. «На дальней станции сойду, трава по пооояс», - затягивал он популярную в те годы песню. До места добирались долго - от трех до шести дней. Забирались в самые глухие места.
Здесь, перед внимательным глазом Алексея Зеля - натуралиста, раскрывались тайны нетронутой человеком природы. Однажды его воображение покорил замшелый карельский пень, заключивший в себе целый микромир из существующих бок о бок растений, грибов, улиток, кузнечиков, бабочек и жучков. А в каракумской пустыне в кусте верблюжьей колючки он нашел гнездышко с яйцами. Что за птичка отважилась свить его в этой суровой местности? Подобные волнующие находки художник старался запечатлеть в сердце, чтобы потом воплотить в стекле.
Но это лишь часть впечатлений, сюжеты, которые встречались на суше, а ведь большую часть турпохода, Алексей Зеля проводил на воде. Его парой в байдарке неизменно была супруга Ольга. Не однажды они отправлялись в летний отпуск без компании друзей, только вдвоем.
Мама вспоминает: «В таких путешествиях было много тихого созерцания. Иной раз мы часами скользили по глади воды, аккуратно касаясь ее веслами лишь для поддержания направления движения, не перемолвившись друг с другом за день и парой слов. Зачарованные открывающимися за каждым изгибом реки новыми видами, красотой и могуществом дикой природы, мы будто старались не потревожить ее своим вторжением».
Вдохновляющие пейзажи возникали перед художником и во время рыбалки с берега. С утра, пока жена возилась с котелками и сворачивала лагерь, он брал спиннинг и отправлялся вверх по течению «закинуть пару раз на удачу».
Рыбачил он ловко, однако живописная заводь или запруда с кувшинками, найденное птичье гнездышко или звериные следы, запросто могли перевести фокус его внимания. Внимательно исследовав находку, Зеля–натуралист бежал назад за супругой, чтобы поделиться очередным открытием.
Композиция «У озера»
Возвратившись в город, переполненный впечатлениями от очередного путешествия, Алексей вновь садился за горелку. Осенние и зимние месяцы выходили самыми плодотворными - кварцедув воплощал в стекле накопленные и запечатленные в душе яркие образы.
Очень хотелось передать воду… речные панорамы, зеркальную гладь, живописные берега и уютные тихие заводи. Но как это реализовать в прозрачном стекле? Художник ломал голову, искал решения у других мастеров декоративно-прикладного искусства, снова и снова рисовал эскизы. Но все никак не получалось.
В 1983 году на заводе «Хроматрон», где он трудился на правительственных заказах, из-под его горелки в основном выходили подарочные хрустальные парусники и цветочные корзины. Соблюдая производственный план, не имея времени на творческие эксперименты, неподдающуюся «водную» тему он начал внедрять… нет, не в стеклянные корабли, что казалось бы логичнее, а в хрустальные корзинки. Благо все «дорогие подарки» он делал не по единому шаблону, а по собственным оригинальным эскизам.
Озарение пришло, когда художник решил отказаться от декоративной вазочки в основании, заменив ее легкой конструкцией из четырех кварцевых пластин с загнутыми уголками и гравировкой, имитирующей расходящиеся от центра круги. В его замысле она стала водной гладью.
Справа, в нижней части композиции мастер прикрепил направляющуюся к водоему длиннокрылую стрекозу. На заднем плане просматривается берег, поросший травами с резвящимися бабочками, на переднем – цветущая ветка. Она спустились так низко, что почти касается глади воды. И хотя Алексей Зеля любил повторять фразу, что «художник видит больше зрителя», думаю, в своем воображении вы без труда сможете дорисовать эту великолепную картину.
Большинство своих работ Алексей Зеля делал сериями. Так повелось еще с тех самых «заводских» времен. Каждую тему он оттачивал до идеала. С промежуточными версиями расставался, а финальное произведение оставлял в личной коллекции.
Тем же путем создавалась хрустальная композиция «У озера». В Егорьевском историко-художественном музее вы можете увидеть последний, «идеальный» с точки зрения мастера, вариант серии. Другие похожие стеклянные корзины от лица нашего правительства подарили видным мировым политическим и общественным деятелям. Вполне вероятно, что некоторые из них сохранились до наших дней.
Продолжение «водной» темы
Когда Алексея Зеля спрашивали, какое произведение самое сложное, он называл «Аквариум». «Я потратил на него 5 лет!». Услышав это, многие представляют, что художник все эти годы с горелкой в руках трудился над сборкой сложной конструкции. Но это не так. В ту пятилетку на свет появились и многие другие замечательные вещи, в том числе знаменитая «Аллея Анны Керн». Работа над «Аквариумом» шла параллельно, и в основном заключалась в поиске технических решений, позволяющих наиболее реалистично представить в стекле водный мир и его обитателей.
Если вы побываете в нашем «Музее стекла» в Калуге, то увидите это уникальное произведение. Обратите внимание, как мастерски художник передает волнение воды, движение рыб и водорослей, взлет маленького мотылька. Кажется, что этот «Аквариум» живет! Приглядитесь повнимательнее, сколько технических хитростей применил автор, ведь некоторые элементы хрустальной композиции буквально висят в воздухе!
«Аквариум» заслуженно признан одним из главных шедевров Народного Художника России Алексея Зеля. А первой ступенькой к его созданию стала скромная корзинка «У озера».
---
Понравилась статья? Не забудьте поставить палец вверх, это поможет продвижению моего канала!
Мой отец был уникальным Мастером, создавшим множество прекрасных произведений. Если вы интересуетесь искусством, подпишитесь на телеграм-канал: https://t.me/alexey_zelya - там вы узнаете много интересного о его жизни и творчестве!