Найти в Дзене
Стекло Алексея Зеля

Хрустальные поганки. Художник Алексей Зеля воспевает в стекле трухлявый пень

«Поганки» стали первой природной композицией в творчестве моего отца Народного Художника России Алексея Зеля и положили начало целой серии произведений, объеденных любовью к русской природе.

Многие подмечают, что в своих природных композициях из кварцевого стекла, Алексей Зеля раскрывает себя не только мастером декоративно-прикладного искусства, но и человеком, хорошо знакомым с биологий. Все его кузнечики, бабочки, жучки-паучки хорошо узнаваемы специалистами-энтомологами.

Композиция "Поганки", фрагмент. 1982 г. Кварцевое стекло. Автор: Алексей Зеля
Композиция "Поганки", фрагмент. 1982 г. Кварцевое стекло. Автор: Алексей Зеля

Эта биологическая проработка в деталях уходит корнями в детство маленького Алеши, когда каждое лето, гостя у бабушки в Лосиноостровском, он до темна просиживал в канаве за домом с дневником наблюдений.

Лежа в траве на животе, юный натуралист записывал и зарисовывал все, что происходило в его микромире. Определял по справочнику растения и животных, запоминал их латинские названия, слушал пение птиц и тренировался отличать пернатых по голосу. Все эти знания для него были очень важны, ведь у мальчика была цель – вырасти и посвятить свою жизнь биологии.

А еще Алеша заметил, что если смотреть на траву и цветы от земли наверх, с так называемой «лягушачьей перспективы», мир природы раскрывается совсем с другой стороны, полным чудес и удивительных открытий. Совсем не таким, каким его видят взрослые с высоты своего роста.

Мальчик вырос, стал художником, но тот самый особый ракурс по-прежнему считал наиболее впечатляющим и выразительным. Так что совсем не случайно, что именно с лягушачьей перспективы выполнены все его природные композиции: «Весна», «Русское поле», «Тихий уголок», «У озера», «Васильки», «Воришки», «Гимн травам»...

Ну а первым в череде этих прекрасных произведений стоит стеклянный пень с незамысловатым названием «Поганки», созданный в 1982 году.

Произведения Алексея Зеля в экспозиции Егорьевского историко-художественного музея
Произведения Алексея Зеля в экспозиции Егорьевского историко-художественного музея

На первый взгляд может показаться странным, почему художник, после восхитительных «Белых хризантем», вдруг обратился к такому непримечательному объекту, как старый трухлявый пень, да еще и с поганками.

Ответ на этот вопрос есть в том отрывке из интервью о «Белых хризантемах», что я вам недавно показывала. Когда речь зашла о том, насколько сильно отец любит цветы, он сказал: «я бы не сказал, что больше всего люблю цветы. Я люблю все живое, люблю природу». Алексей Зеля видел красоту и изящество не только в прекрасных букетах, он находил ее в лесах, полях, степях и лугах, и даже в карельских болотах, заросших мхом.

Именно в летних походах по Карелии его вниманием завладели старые трухлявые пни. Со своими ярко-зелеными мшистыми одеяниями в обрамлении кружева из глянцевых листиков брусники, они, действительно, производят впечатление! Но не это главное. Каждый пенёк – это отдельный микромир, экосистема. В нем находят дом улитки, насекомые и другая мелкая живность, на них селятся грибы и ягоды, их теплая рыхлая основа дает жизнь новым растениям.

Фрагмент работы Алексея Зеля "Поганки" и типичный карельский пень (фото из интернета)
Фрагмент работы Алексея Зеля "Поганки" и типичный карельский пень (фото из интернета)

Очарованный этой красотой, Алексей Зеля сделал много слайдов самых интересных пеньков, а после, уже дома – набросал эскизы для будущих работ. К декабрю 1982 года одна из идей окончательно созрела, и он приступил к ее реализации из кварцевого стекла.

Я пишу «одна из идей», потому что эскизов было много. И не только в специальных альбомах. Разбирая архивы, я встречала карандашные наброски и в рабочей тетради, и на отдельных листах. Судя по ним можно сделать вывод, что в какой-то момент отец решил разделить грибы и цветы по разным композициям, которые впоследствии получили название «Поганки» и «Цветущий пень». Оба произведения серии вы сейчас можете увидеть в экспозиции Егорьевского историко-художественного музея.

"Поганки" и "Цветущий пень" из кварцевого стекла Алексея Зеля
"Поганки" и "Цветущий пень" из кварцевого стекла Алексея Зеля

Помимо этой пары были и другие задумки, но постоянная загрузка производственными заказами на заводе не позволила им воплотиться. Да и второй «Цветущий пень» сильно «задержался» - к его воплощению Алексей Зеля приступил только через 2 года.

Этой статьей я лишь открываю тему о хрустальных пнях Алексея Зеля. В следующих публикациях вас ждет несколько любопытных фактов из истории создания и жизни этих произведений, а также небольшой отрывок из интервью художника.

---

Понравилась статья? Не забудьте поставить палец вверх, это поможет продвижению моего канала!

Мой отец был уникальным Мастером, создавшим множество прекрасных произведений. Если вы интересуетесь искусством, подпишитесь на телеграм-канал: https://t.me/alexey_zelya - там вы узнаете много интересного о его жизни и творчестве!

---

ПРОДОЛЖЕНИЕ: