Найти в Дзене
Mind games time

Владимир Меньшов снял всего 5 картин, больше ему просто не дали.

Существует мнение, что Владимир Меньшов "выстрелил" случайно, только с 4-ой попытки поступил на актерский факультет, учился долгих 10 лет, играл в провинциальных театрах.

Только в 36 лет к Владимиру Валентиновичу пришел крупный успех, когда начинающий, но не молодой режиссер подхватил заведомо провальный фильм "Розыгрыш". И уже в своей дебютной работе, не побоялся рискнуть, когда снял на второстепенных ролях рядовых московских школьников, а вместо нравоучений (фильм все-таки детский) центральной темой фильма сделал взаимоотношение между людьми.

Для Владимира Валентиновича режиссура была главной страстью, уже после поступления на актерский факультет ему пришло осознание, что он "ошибся дверью", быть актером не "его" в отличие от профессии режиссера-постановщика:

Режиссура — это возможность создать параллельный мир. Такой же мощный, такой же убедительный, как и сама жизнь. Актерский, сценарный успех всё равно не так велик, как успех режиссера. Эта профессия соединяет в себе все творческие компоненты. Тот, кто выбрал такую работу, понимает: она становится подобием твоей жизни. И уже режиссеры сверяют со своими картинами мысли, строят жизнь по образу и подобию. Это же потрясающе!

И тем удивительнее, что полный метр Владимир Меньшов ставил всего 5 раз! И при чем каждый раз это было буквально преодоление обстоятельств. Как было упомянуто выше, за фильм "Розыгрыш" никто не хотел браться. От фильма "Москва слезам не верит", его отговаривала даже жена, Вера Алентьева. Забавно, что она и сыграла в фильме главную роль. Цензоры хотели порезать "Любовь и голуби", фильм спас только Владимир Брежнев.

Зритель обожал Владимира Валентиновича, на Западе он получил признание. Но со славой и успехом пришла и зависть от коллег. И до этого у уже немолодого постановщика, у которого не было влиятельных знакомств в высоких кабинетах, начали громить критики, называя его фильмы бытовой халтурой.

Более того, как уже вскрылось после начала перестройки, нашлись доброжелатели, написавшие доносы в КГБ, из-за чего Владимира Валентиновича не выпускали за границу, в том числе на церемонию вручения "Оскара", на которой картина Меньшова в последствие получила приз за лучший иностранный фильм.

-2

Уже после развала СССР, в фильме "Зависть Богов", который стал последним полнометражной картинной Владимира Валентиновича, режиссёр однозначно выскажется о творческой интеллигенции СССР эпохи застоя, обличая их в лицемерии, в политической и социальной конъюнктуре. Ответ со стороны критикуемых был однозначным – фильм слабая калька на "Последнее танго в Париже".

Выпустив две кинокартины в 90-х, которые, впрочем, не достигли уже того оглушительного успеха, с 2004 года Владимир Меньшов с огромными проблемами ставит фильм "Большой Вальс". Но из-за отсутствия финансирования, в вечных поисках спонсоров, производство фильмов было прекращено в 2009 году, когда режиссёру исполнилось 70 лет.

Сложно сказать, каким был бы последний фильм Владимира Валентиновича. В интервью он не раз признавался, что хотел поставить классическое произведение литературы. До конца своих он оставался очень востребованным актером, к которому привязалось амплуа функционеров и военных, и не мало времени уделял преподавательской деятельности.

В какой-то момент прогремели достаточно громкие политические высказывания от него, также сильно критиковалась его общественная деятельность на посту председателя общественного совета при ФСИН. Что в очередной раз показывает, что следует разделять личность человека и творческое начало в ней.

Напоследок выскажу свое отношению к мастеру. Стиль постановки, поднимаемые темы, любовь к деталям и честное повествование всегда отличало Владимира Меньшова. В попытках рассказать о чувствах маленького человека, который подобен капле в море, Владимир Валентинович смог соприкоснуться и получить отклик от миллионов зрителей. Таким зрителем остаюсь и я, который в 10, 20, и уже 30 лет возвращается к картинам этого выдающегося кинорежиссера.

В связи с этим в планах, рассказать о наиболее интересных, с моей точки зрения, сценах из фильмов Владимира Валентиновича, разобрать их на детали, попытаться уловить секрет той магии, которая происходила в кадре. Думаю, что в ближайшее время данные материалы появятся на канале.