Найти тему

В Самару! Усадьба мещанина Долгушина и заданный купцами Соколовыми образовательный вектор

Улица Сенная, в наши дни носящая имя революционера Александра Буянова, впервые появилась на генеральном плане Самары в 1853-м году – после присвоения городу губернского статуса и дальнейшего быстрого роста.

Буянова, 66
Буянова, 66

Согласно сведениям о застройке, появившимся в окладных книгах в конце 1860-х, усадебное место с нынешним адресом Буянова, 66 принадлежало мещанам Чемодановым. К 1875-му году на дворовом месте стоял деревянный флигель со службами, а в 1879-м тогдашняя владелица А.Т. Чемоданова продала участок самарскому мещанину П.Я. Долгушину. Новый собственник возвел во дворе деревянную прачечную и обновил службы, а после покупки в 1899-м соседнего участка оформил в городской Управе разрешение на строительство каменного двухэтажного дома, нового флигеля и служб – с условием сноса всех выходящих на улицу старых построек.

-2

Согласно оценочной ведомости, к 1902-му году строительство завершилось. Выстроен был особняк в любимом мещанством экономной и достаточно нарядной стилистике кирпичной эклектики с использованием деталей «русского стиля». Симметрию 9-осевого фасада подчеркивала аттиковая стенка в форме трех кокошников с люкарной в центре, обрамленная парапетными столбиками с нишами. Углы здания фланкировались пилястрами – плоскими филенчатыми в уровне первого этажа, с квадратными нишами-ширинками в уроне подоконных поясов и объемным рустом во втором этаже.

Дворовые и боковые фасады решены более скромно. Оконные проёмы имеют частично  полуциркульные, частично  лучковые перемычки. Горизонтальное членение  выполнено несложным подоконным поясом и венчающим карнизом с кирпичными кронштейнами.
Дворовые и боковые фасады решены более скромно. Оконные проёмы имеют частично полуциркульные, частично лучковые перемычки. Горизонтальное членение выполнено несложным подоконным поясом и венчающим карнизом с кирпичными кронштейнами.

По горизонтали фасад членился междуэтажным карнизным поясом с сухариками, фризовой тягой с рядом поребрика и венчающим карнизом на массивных фигурных кронштейнах. Горизонтальный ритм дополнялся рядом заполненных поребриком ниш-ширинок, чередующихся с небольшими закругленными лопатками в подоконном поле второго этажа. Оконные проемы первого этажа с лучковыми перемычками обрамлены профилированными наличниками, в междуоконных проемах проходит широкий пояс со щелевидными нишами, квадратными нишами-ширинками под ним и филенками в подоконном поле.

-4

Полуциркульные окна второго этажа оформлены архивольтами с сухариками, опирающимися на спаренные круглые полуколонны. Над пятами оконных арок выложены круглые лепные кольца. Изначально расположенные в крайних осях проемы парадных входов, ведущих в помещения первого и второго этажей, позже были частично заложены и переоборудованы в окна.

Новое трехклассное городское училище распахнуло свои двери для учеников 5 сентября 1904 года.
Новое трехклассное городское училище распахнуло свои двери для учеников 5 сентября 1904 года.

Как сообщают те же оценочные ведомости, на усадьбе имелись еще два сдававшихся внаем жилых флигеля, кладовая и дровяник. В разделенном на три квартиры двухэтажном доме две квартиры наверху сдавались в аренду, на первом этаже просторно расположился сам домовладелец – но вскоре П.Я. Долгушин, о личности и биографии которого сведений не сохранилось, усадьбу продал.

Яков Гаврилович Соколов
Яков Гаврилович Соколов

Новые собственниками стали купец первой гильдии, один из крупнейших предпринимателей-мукомолов и богатейших жителей Самары Яков Гаврилович Соколов с сыном Иваном. Помимо мукомольного бизнеса , «Товарищество Я.Г. Соколов и компания» торговало зерном, салом, кожами, сдачей арендованных земель в субаренду, получая до 3 млн рублей ежегодного дохода.

Иван Яковлевич Соколов
Иван Яковлевич Соколов

Сейчас основным напоминанием о семействе Соколовых служат их знаменитые дачи, бывшие в свое время главным украшением Барбошиной поляны и превратившиеся в итоге в санаторий им. В. Чкалова. До сих пор жива легенда, что скульптурные изображения соколов на самой высокой башне символизируют разлетевшихся из родительского гнезда сыновей Ивана Соколова.

Бывшие соколовские дачи со скульптурными соколами на башне главного корпуса
Бывшие соколовские дачи со скульптурными соколами на башне главного корпуса

На самом деле все три сына и обе дочери Ивана Яковлевича проживали в Самаре. Яков был женат на дочери Василия Сурошникова (соответственно, внучке Антона Шихобалова) Лидии, Александр – на дочери священника Харлампия Вознесенского Агнессе. Старшая дочь Елизавета вышла замуж за купеческого сына Ивана Красникова, младшая Ольга – за Василия Юрина.

-9

Усадьбу Долгушина Соколовы приобрели не для проживания и не в коммерческих целях. Точная дата покупки неизвестна, зато известно, что в 1903-м году, после долгих и безуспешных поисков городской Управой помещения для открытия нового трехклассного городского училища Яков Соколов бесплатно отдал под будущее учебное заведение недавно приобретенный дом на Сенной. Подаренную усадьбу Соколовы продолжали за свой счет содержать и ремонтировать – сохранилось выданное в 1912-м году городской Управой Ивану Соколову разрешение произвести ремонт дворовых служб и каменного дома – без изменения фасадов.

-10

Революция разбросала семью Соколовых по разным городам и странам. Яков Иванович Соколов с женой и дочерями Ниной, Милетиной и Людмилой последовал за тестем – Василием Сурошниковым – в эмиграцию, в итоге обосновался в США. Один из его внуков наведывался в начале 2000-х на родину предков и даже имел смелое намерение выкупить бывшую фамильную дачу Соколовых.

На кровле сохранились парапетные столбики - правда, без ограждения
На кровле сохранились парапетные столбики - правда, без ограждения

Александр Иванович с супругой и дочерью Верой перебрались в Москву. Потомки Ольги Ивановны Соколовой-Юриной продолжают жить в Самаре. Особняк Долгушина заданную Соколовыми учебно-воспитательную функцию сохраняет уже вторую сотню лет – здесь долгие годы работал детский сад №63, в настоящее время – региональный лингвистический центр «Диалог культур»

-12

использованные в статье фото взяты из открытых источников в интернете