Всем привет! В начале августа я съездил к трем храмам Нерехтского района. Первым был Покровский храм с. Пирогово. О нем я уже писал, можно посмотреть здесь:
Вторым храмом стала церковь с. Ивановское о котором сегодня и пойдет речь. Третий храм в бывшем с. Давыдовское. Этот храм оказался самой труднодоступной точкой в моем маршруте, но об этом в следующий раз. А сегодня Знаменский храм с. Ивановское. Вперед!
Традиционно начнем с истории данной местности. Первый найденный документ свидетельствует о существовании здесь приходской жизни с 7(139) г от сотворения мира или с 1631 года от Рождества Христова:
О чем еще говорит нам представленный документ? 1) Село Ивановское и упомянутое выше село Пирогово составляло одну вотчину Кирилла Осиповича Супонева. Напомню, он получил здесь вотчину за участие в защите Москвы в смутное время. 2) 13 июня 1644 года К.О. Супонев получает благословенную грамоту на три престола... Благослове́нные или благослови́тельные грамоты давались духовной властью с распоряжением по делам церковным, например, об определении на место священнослужителей, о построении храмов и проч. Последнего рода грамоты назывались также храмозданными. Таким образом, перед нам документ, указывающий время постройки в селе нового деревянного храма.
Есть еще один пространный документ об этом селе. Изучим его, здесь много интересного:
Здесь мы видим что Ивановское было пустошью и приписано к с. Пирогову. В селе есть Знаменская церковь с Никольским приделом "древяна клетцки"; указаны и даты 104 год - это 1596 год. Т.е. приходская жизнь здесь доподлинно известно существовала с 16 века. Как видим была еще какая-то "церковь для писцов". В книге "Памятники архитектуры Костромской области" (вып. 11, стр. 214) отмечено, что последний деревянный храм здесь был построен в 1613 году. Как видим эта дата не соответствует первому документу, где есть упоминание благословения на строительство храма за 1644 год. Более того упомянутые в даты жалованных грамот 1623 и 1614 (131 и 122 годы) свидетельствуют, что село в 1613 году Супоневу еще не принадлежало. Движемся дальше:
В ниже приведенных данных указано, что в 1653 (161) году поместье было разделено. Вероятно 1653 год - это год смерти К.О. Супонева, который считается неизвестным. Но самое интересное - в документе есть полное описание деревянного храма в с. Ивановское. Читаем:
Очень интересное описание деревянного храма. Обратим внимание:
1. Паникадило с 12 шандалами, т.е. подсвечниками.
2. Есть описание напрестольного Евангелия. Вероятно оно было именно таким:
3. Иконы были украшены жемчугом...
4. Есть и загадки: у тексте упоминаются церковные предметы, названия которых сегодня звучат несколько по иному. Что означает охтай, патрахель (или потрахель), уларь и укропник? Пишите в комментариях)))
Спустя более чем сто лет храм обветшал и на его месте в 1809-1810 годах, уже на средства прихожан был построен ныне существующий каменный храм. Вот его статистическое описание за 1863 год:
В более позднем описании - за 1911 год - есть интересные подробности о наличии в храме древнего Евангелия с дарственной надписью, которое является вкладом К.О. Супонева и почитаемой иконы Божией Матери:
Перейдем к описанию зданию храма. Церковь выстроена в переходных формах от барокко к классицизму. Продольно-осевая композиция храма традиционна: центральная часть выполнена в форме двусветного четверика с одной главкой; с востока примыкает алтарь практически в ширину четверика; с запада более широкая трапезная со скругленными задними углами. Колокольня храма состоит из трех четвериков с высоким шпилем.
Вход в на территорию храма осуществляется через Святые ворота, которые специалисты называют "великолепным образцом провинциальной архитектуры малых форм, в облике которых получили яркое отражение барочные традиции в народном преломлении".
Входная группа состоит из центральных ворот и боковых более низких калиток. Каждый из проходов увенчан главкой. Святые ворота с внешней стороны украшены 4 колоннами, установленными по сторонам центральное проезда. Над въездом есть место по надвратную икону:
Проходим на территорию храма. Первое, что нас встречает колокольня. На фото вид с юга:
На следующем фото вид с юго-востока. Здесь мы видим внутреннюю сторону святых врат и примыкающую трапезную часть:
Шпиль с крестом на так называемой четырехгранной трибуне. Обратите внимание на художественное обрамление кровли. Этот элемент присутствует практически на всех "крышах" храма:
Уровень звона на колокольне. Даже остались крепления колоколов:
Далее общий вид храма.
Четверик храма - вид с юга. Северная стена отличается лишь отсутствие двери. Обратите внимание на окна - они имеют арочную форму:
На этом фото четверика можно хорошо рассмотреть примыкающую с запада трапезную. Стены ее фасадов имеют по три окна, имеющих псевдоарочное завершение, которое гармонирует с окнами четверика:
Обратите внимание на достаточно сложную кровлю четверика храма. Такая кровля называется пучинистой с люкарнами:
Поближе:
И главка храма:
Еще одно фото - алтарь:
С северной и восточной сторон храм настолько сильно зарос, что снять что-либо практически не возможно. Вот лишь общий вид:
Пройдем во внутрь храма. Вход осуществляется через колокольню:
В левом (северо-восточном) пилоне расположена лестница на колокольню:
Следующее помещение - трапезная часть. Поскольку кровля здесь отсутствует, свод трапезной подвержен всем стихиям природы. Он промок основательно:
Переходим в четверик. Здесь осталось немного живописи: роспись второй четверти 19 века, которая была записана маслом в начале 20 века.
Свод четверика Обратите внимание, еще висит цепь для паникадила:
В вершине свода на каждой его части помещены 4 сюжета. Так на части, примыкающей к восточной стене (с иконостасом) помещен образ Новозаветной Троицы в иконографии "Отечество":
Поближе:
Далее по кругу написан Собор Небесных Сил на облачном фоне. Часть свода примыкающая к южной стене:
С запада:
С севера:
Второй ярус окон четверика был отмечен лепным карнизом:
Карниз вблизи:
Без лепнины - это выглядит так:
Остатки живописи есть только на северной и южной стенах. Восточная стена была закрыта иконостасом. На фото проемы в восточной стене для Царских врат и дьяконских дверей:
На западной стене фрески были, но все утрачено:
Проход в трапезную часть:
Рассмотрим остатки живописи на южной стене.
В центре над дверями мы видим фигуры двух ангелов, которые держат раскрытую книгу жизни:
Справа от дверей помещена фигура воина. Возможно это Георгий Победоносец, так написано в научной литературе. А может и Феодор Стратилат, по крайней мере по иконографии ближе.
Общий вид:
На уровне второго света между окнами помещены ростовые изображения 4 святителей, над которым были 4 евангелиста:
Очень красивы выполнен орнамент в арках окон:
На северной стене четверика вся живопись практически полностью утрачена:
В алтаре также живопись не сохранилась. Единственное - чудом уцелел сейф для церковной утвари:
1. Западная стена алтаря. Арка Царских врат
2. Сейф в южной стене алтаря:
3. Горнее место:
4. Свод алтаря.
Ну вот и все на сегодня. Благодарю за внимание. Спасибо за просмотр! Ставьте лайки, пишите комментарии. Пока.
PS. В этом храме я уже второй раз. Первый раз я был здесь зимой 2015-2016 года. В завершении, в качестве бонуса зимние фото:,
ПОКА!!!